Вспоминаем, кто стоял у истоков отечественных переднеприводных автомобилей.
Autobianchi Primula с поперечно расположенным двигателем стала основой для второго опытного образца НАМИ. Отношение к подобной схеме резко изменилось в 1961 году, когда НАМИ получил британский Morris Mini-Minor (он же Austin, он же Wolseley, а впоследствии – просто Mini) конструкции Алека Иссигониса. В британский компакт многие инженеры, включая Бориса Фиттермана – авторитетного советского специалиста по микроавтомобилям, просто влюбились. Правда, как рассказывал Миронов, поскольку ход подвески английского малыша был всего 90–100 мм, для СССР это никак не годилось, – в остальном машина очень понравилась. Благодаря авторитету Фиттермана в плане работ института на 1964 год появился-таки переднеприводный автомобиль.
НАМИ‑0107Б с переделанным итальянским кузовом и оригинальным отечественным мотором. Эстонский ЭТ‑600 претендует на роль первого в СССР мелкосерийного переднеприводного автомобиля. НАМИ‑0107 – первый советский переднеприводный легковой автомобиль, созданный на основе кузова Запорожца, появился в 1966 году. Эскиз переднеприводного хэтчбека Василек дизайнера Эрика Сабо должен был воплотиться в прототип НАМИ‑0101. НАМИ‑0107Б представлял собой итальянскую Примулу с измененным передком и поперечно расположенным оригинальным 55‑сильным мотором рабочим объемом 1,1 литра. Машина появилась в конце 1967 года, когда выбор модели для завода в Тольятти был сделан. Посему проект НАМИ‑0101 закрыли. Но Фиттерман и Миронов не успокоились. Они решили доказать, что передний привод пригоден для автомобилей любого класса, от Запорожца до Волги.
НАМИ‑0137 оснастили серийным двигателем V4 от Запорожца. Другой вариант – тот же мотор, но с жидкостным охлаждением. Переднеприводная Волга с мотором Москвич‑412 звалась НАМИ‑0173. Еще в 1967 году на Ижевском автозаводе, пасынке советского автопрома, которому на роду было написано делать копии Москвичей, под руководством главного конструктора Николая Слесаренко начали работы над другим автомобилем – переднеприводным, но максимально унифицированным по узлам и агрегатам с Москвичом‑412. Ижевские мечтатели понимали: только в этом случае машина сможет заинтересовать руководство.
Первый переднеприводный образец АЗЛК, сделанный на базе французского хэтчбека Simca 1307, но с отечественным мотором. Поначалу ВАЗ‑2108 приняли с опаской. Мало того что непривычный передний привод, так еще и поперечно расположенный мотор. В музее Porsche в память о сотрудничестве с Волжским автозаводом хранят один из прототипов «восьмерки». Подпишитесь на «За рулем» в