Дорога на тот свет – кто нас убивал в июле?
Июль 2018 года добавил негатива в статистику российских ДТП. По сведениям ГИБДД РФ, в самом жарком месяце этого лета произошло примерно 15,5 тысячи тяжких происшествий, в которых погибло 1829 человек, а ранения получили более двадцати тысяч. Это – наихудшие показатели за год. При этом приходится слышать, что во всем виноват… курортный сезон! Мол, жара, усталость, забитые транспортом дороги – в общем, сплошной стресс.
Свалить всё на жару, конечно же, просто, но дело, на мой взгляд, не только в жаре. Зимних аварий у нас тоже хватает. Та же статистика напоминает: с начала года на дорогах России произошло около 86 тысяч тяжких ДТП, в которых погибли 8912 человек, а около 110 тысяч получили ранения. Возможно, что в этих цифрах и можно найти повод для оптимизма (мол, в прошлом году было еще хуже), но семьям погибших от этого легче не станет. А если взять число аварий на железнодорожных переездах, то оно не только не сократилось, но даже выросло.
Нет, радоваться точно нечему. И не нужно кивать на погоду – дело в другом.
Технические причины ДТП хорошо известны – тут и плохие дороги, и неграмотная организация движения, и автобусы без тормозов. Но дороги можно починить, знаки с разметкой поменять, а плохой автобус заменить хорошим – это не сложнее и не дороже, чем провести олимпиаду или мундиаль. Куда хуже дела с «человеком разумным» – хомо сапиенс.
Обратите внимание на дорожные конфликты – сегодня их видеозаписи часто крутят в эфире. Все чаще в ход идет оружие – от ножа до выстрела. И летняя жара тут ни при чем. Общество, разделенное, как никогда, на полярные фракции по числу ноликов на банковских счетах, невольно порождает концентраторы напряжения в любых зонах соприкосновения. Такие детали в технике быстро выходят из строя, сокрушая исправный, казалось бы, механизм. Это же происходит и в обществе. Надломленные люди не выдерживают нагрузки, но всеми силами пытаются «восстановить справедливость». И там, где косматый предок хватал булыжник, человек разумный зачастую использует автомобиль.
Садясь за руль, он часто вымещает зло за все причиненные ему обиды, пытаясь не быть «тварью дрожащей», по Достоевскому. И совсем необязательно при этом сражаться за место на парковке. Скажем, отец семейства готов гнать машину без остановки день и ночь, чтобы не тратить деньги на придорожную гостиницу. Да и нет у него лишних денег, чего уж там… При этом в надежде сократить время в пути он готов ехать на любой скорости – по обочинам и где угодно. То же относится к профессиональным водителям, давно плюнувшим на собственное здоровье и переработки – лишь бы зарплата капала на карточку.
Отдельная когорта – хамы за рулем. Они тоже на кого-то обижены – то ли на школьных учителей, то ли на собственную бездарность, не позволившую им выделиться в обществе более достойным путем. Их цель – набирающие лайки дурацкие флешмобы с покатушками в запредельных режимах на потеху себе подобным. Но этих мне, по крайней мере, совершенно не жалко. Жалко нормальных.
Спору нет – можно свалить все дорожные проблемы на президента, правительство, Думу и прочих депутатов. Но все это не отменяет элементарных правил безопасности, за которые отвечает не Кремль, а лично ты.
Усталый человек должен не стукаться лбом о руль, а поспать хотя бы полчаса – хоть на АЗС!
Хама, который упирается своим ксеноном в ваш задний бампер, надо пропустить – пусть за ним гоняется полиция.
Скоростной режим на дороге определяет дорожный знак, а не наличие или отсутствие камеры видеонаблюдения.
А вообще-то, никто меня не убедит в том, что общество, заточенное исключительно на добывание денег, – это здоровое общество. Об этом говорил и Рэй Брэдбери, известнейший писатель-фантаст. На вопрос, почему предсказанные им поселения на Марсе так и остались в начале XXI века фантазиями, он ответил так:
Я с этим согласен. Да и кто знает: вдруг Земля посредством подобных ДТП сама пытается сократить народонаселение?
Мировая статистика ДТП со смертельным исходом (выборка)
На 100 000 жителей
На 100 000 транспортных средств
В мире
17,4
н/д
Норвегия
2,2
3,1
Швейцария
2,6
3,6
Швеция
2,8
4,7
Дания
3,5
6,7
США
10,6
12,9
Россия
18,9
53,4
ЦАР
32,4
4336
Таиланд
36,2
74,6