Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Черствый бублик

ЧЕРСТВЫЙ БУБЛИК
Полная версия

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ЧЕРСТВЫЙ БУБЛИК

НЕ ОБЛОМАЙТЕ ЗУБЫ О РУЛЕВОЕ КОЛЕСО

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

Какой руль самый безопасный? Конечно же, тот, что установлен на заводе-изготовителе автомобиля. Все расчеты и испытания проведены, выполнение нормативов обеспечено. Но владельцы отечественных машин почему-то не шибко восторгаются штатными изделиями. Да, наши рули и впрямь не шедевры дизайна и отнюдь не эталоны эргономики. Взять, например, "бублик" вазовской "десятки": диаметр великоват, обод слишком тонкий, спицы расположены неудачно, да и на ощупь неприятный. Добавьте сюда выступающую массивную кнопку гудка, которую то и дело задеваешь, оглашая окрестности бибиканьем, и вы поймете - обилие заграничных рулей на полках магазинов вызвано спросом. Есть баранки на любой вкус, цвет и толщину кошелька. А вот соответствуют ли они нормам безопасности? Давайте проверим.

ЛАПОТЬ, ПУЗЫРЬ И СОЛОМИНКА

В тесте состязались четыре претендента. За эталон приняли отечественный руль от "десятки" (фото 1). Им комплектуют все переднеприводные модели Волжского автозавода: модификации "самар" и автомобили "десятого" семейства. В магазинах запасных частей он стоит 600-650 рублей, а в каталогах обозначен, как деталь 2110-3402012.

Элитарную продукцию представлял итальянский "Нарди" модели "Гара" (фото 2). Диаметр обтянутого натуральной кожей обода - 365 мм. Розничная цена "бублика" в фирменном магазине - 5500 рублей. Еще 1200 рублей стоит ступица с энергопоглощающими элементами - под рулевую колонку вазовских машин.

"Мальчиком для битья" выбрали изделие некой фирмы SIC, предположительно турецкого производства (фото 3). Это - откровенная подделка именитого "Момо". Только вместо кожи - полиуретан, металлические спицы плохо обработаны и небрежно окрашены, на ступице отсутствуют энергопоглощающие элементы. Диаметр обода - 360 мм. На авторынке в Южном порту мы выложили за комплект 1500 рублей.

Представитель золотой середины (как по цене, так и по качеству) - итальянский ОВА модели "Аргон" (фото 4). Руль диаметром 370 мм обит синтетическим материалом, к нему прилагается ступица-переходник с энергопоглощающими элементами. Приобретен в Тольятти за 2700 рублей, еще 1000 - ступица. У этого вроде бы ничем не приметного изделия есть одна особенность - точно такие же рули в 1997 году были установлены вместо штатных на партию "евросамар", собранных финским заводом "Валмет". Выходит, перед нами почти "родная" модель: проверенная, испытанная, сертифицированная... Согласитесь, присутствие ОВА в тольяттинских магазинах по-своему символично.

ЛБОМ О КНОПКУ

Энергопоглощающие свойства рулей проверяли на соответствие Правилу 12-03 ЕЭК ООН. Последние две цифры означают номер поправки, то есть это уже третья редакция требований, с самыми свежими дополнениями. За рубежом они действуют с августа 1993-го, у нас - с 1998-го. Методика испытаний регламентирована специальным приложением к Правилу. Рули закрепляли на жестком валу, после чего макетом головы наносили удар в двух точках: один по центру ступицы, другой - в месте соединения спицы с ободом. Муляжом головы служила жесткая недеформируемая полусфера диаметром 165 мм и приведенной массой 6,8 кг. Для каждого удара использовали новое рулевое колесо и ступицу. Таким образом, для выявления победителя нашего теста потребовалось сокрушить восемь образцов - по два каждой модели.

Требованиям безопасности отвечал только тот руль, который после столкновения с макетом в оговоренных точках с относительной скоростью 24,1-25,3 км/ч обеспечивал в центре тяжести ударного элемента замедление, не превышающее 80 g в течение более 3 мс. Пик максимального замедления в любом случае не должен был превышать 120 g. Кроме того, на поверхности рулевого колеса, обращенной к водителю, ни до, ни после удара недопустимы острые кромки, радиус скругления которых менее 2,5 мм.

Последний наказ выполнили все соискатели, включая подделку: травмоопасных элементов, сколов, разрывов не обнаружено. Остальные показатели - в таблице. Как видите, удар в спицу нипочем и нашему рулю, и итальянцам, и турку. Требуемое значение замедления обеспечено. А вот столкновение металлического лба с кнопками гудка, расположенными у претендентов как раз в центре ступицы, принесло сенсацию. Победитель один - отечественный руль VAZ 2110, с запасом уложившийся в норматив! Травмобезопасная ступица, пластиковая накладка и металлическая арматура кнопки гудка, деформировавшись, рассеяли энергию удара. Остальные изделия с треском провалились. Поражение безродного SIC еще можно было предвидеть, но неудача титулованного "Нарди" и "евросамарского" ОВА - полная неожиданность. Заключение специалистов гласит, что перечисленные зарубежные рулевые колеса в сборе "не удовлетворяют п. 5.3. Правила 12-03 ЕЭК ООН из-за значительного превышения уровня перегрузок, действующих на муляж головы, а их ступицы обладают недостаточной энергоемкостью". Приговор суровый, но результат-то налицо. Хорошо не на водительское место, а всего лишь на макет. Что ж, прокомментируем.

БЕЗ БУМАЖКИ - ЗАМАРАШКА

SIC был обречен - при отсутствии сминаемых элементов ступицы удар приняла широкая пластмассовая кнопка гудка, разлетевшись на мелкие кусочки. Показатель замедления - 260,5 g - говорит сам за себя. Отсюда старый как мир вывод - не покупайте дешевые изделия неизвестного производителя без сопроводительных документов, паспорта, сертификата.

Ситуация с ОВА куда сложнее. Руль оказался прочнее камня: после столкновения с болванкой на энергопоглощающих деталях ступицы нет следов деформации. Но самое смешное, что и на кнопке гудка даже царапин не появилось! Вот мощное изделие - достаточно смахнуть пыль и ставь в автомобиль, товарный вид не пострадал. Почему так получилось? Смотрим маркировку, копаемся в бумагах. Ага, изделие соответствует старым нормативам (то есть поправке 02) и произведено в начале 1993-го, аккурат перед вступлением в силу новой редакции Правила 12 за рубежом. Угадайте, где оно в результате должно было оказаться? Правильно, в России. Здесь вплоть до 1998 года его продажа, равно как и установка в автомобили, была вполне законна. И точно: табличка под капотом "Евросамары" 1997 года выпуска подтверждает, что рулевое управление соответствует Правилу 12-02. Есть и такой же руль с той же маркировкой. Но сейчас-то требования другие, почему же продают устаревший ОВА? Сертификат соответствия - откровенная липа: действителен до сентября 1996-го, но приписка от 02.04.98 г. гласит, что "действителен до конца реализации партии". Как-то нехорошо, господа продавцы, получается.

А теперь поговорим о "Нарди". В ходе испытаний ступица слегка деформировалась, кнопка гудка раскололась. В итоге - лучший показатель среди иностранцев, но до заветного норматива пока далеко. Снова углубляемся в бумаги. Ого, сертификат ISO 9001 на производство - значит, серьезная фирма, добротная продукция. Почему же они прокололись? А вот и красочный паспорт модели Gara-365. В нем сертификат Федерального ведомства автомобильного транспорта Германии, со списком автомобилей, на которые разрешено устанавливать руль со ступицей-адаптером. В перечне - изобилие марок, от "Альфы-Ромео" до "Фольксвагена", нет только... "Лады". Кто-то сомневается, что у "Нарди" отличные рули? Да нет, красивые, удобные - сами не раз проверяли. Вот только под отечественные машины ступицу надо слегка доработать, сертифицировать изделие в сборе и нанести соответствующую маркировку.

Инспекторы ГИБДД порой чересчур придирчивы к дополнительному оборудованию наших с вами автомобилей. Считаем, что о своевременных испытаниях, сертификатах и прочем должны заботиться производители и продавцы. Покупатель здесь ни при чем - он, как известно, всегда прав. Очевидно, если на видавшей виды "Самаре" стоит "восьмой" руль, не соответствующий современным требованиям, но купленный когда-то на законных основаниях, причем вместе с машиной, ее владельцу перед техосмотром не нужно бежать в магазин за "десятым". Такой же подход должен быть и к уже купленным и установленным рулям зарубежного производства (за исключением откровенных подделок). Туфту и старье надо прежде всего убрать с прилавков, чтобы не подставлять покупателя, не взваливать на его плечи груз ненужных проблем.

Кинограмма процесса - металлический макет головы сокрушает руль.

Вазовский руль потерял товарный вид, но испытания выдержал.

"Нарди" - всем хорош, но для наших машин не сертифицирован.

С 1998 года продавать такие рули нельзя.

Податливость ступицы недостаточна. Перегрузки - запредельные.

Турецкий "итальянец" не лезет ни в какие... нормы.

Подпишитесь на «За рулем» в

Крючков Вадим
01.11.2001
Поделиться: