Запчасти в интернете: как выбрать правильную площадку
Купить нельзя откладывать – расставляем запятые
Доля онлайн-продаж стабильно растет – примерно на 30% за последние три года. Страх перед покупками в интернете снижается – у занятых людей нет времени тратить часы и дни на поиск нужных вещей в магазинах. Технологии выходят на первый план по нескольким объективным причинам, потому что автовладельцы в массе своей:
Основных способов приобрести запчасти, предлагаемые сегодня онлайн, два: маркетплейсы (агрегаторы) и интернет-магазины. Частные объявления на различных форумах и «досках» в расчет не берем. Если кому хочется совершить сделку на полном доверии, а в случае подделки/брака не иметь возможности вернуть деньги – их выбор. Мы же пойдем проверенным путем.
Покупка запчастей в маркетплейсах
Маркетплейсы – торговые площадки, объединяющие поставщиков, продавцов и покупателей в одном месте. Наиболее популярные на сегодняшний день – Exist, Emex, Autodoc, OSZZ. Они имеют статус федеральных площадок (что важно!) и объем продукции, исчисляемой в сотнях тысяч SKU (ассортиментных позиций).
Работа маркетплейса сводится к тому, чтобы в максимально удобном виде представить потребителю предложения от разных поставщиков и производителей, обеспечив здоровую конкуренцию и удобную логистику. Интуитивный электронный каталог, безопасные расчеты и адресная доставка делают маркетплейсы привлекательными для автовладельцев.
А главное – «вкусные» цены для покупателя за счет компенсации объемом продаж.
Агрегаторы и Закон
Методы государственного контроля за качеством продукции и защиты от подделок за последние несколько лет шагнули вперед. Государство заботится о потребителях, перекладывая основной груз ответственности на поставщиков и производителей продукции.
Ожидается, что с 1 января 2019 года маркетплейсы возьмут на себя еще одно обязательство – ответственность за совершение сделок. Согласно поправке в закон «О защите прав потребителей» площадка должна будет компенсировать убытки покупателям, если предоставленные ею данные оказались недостоверными или неполными. Кроме того, покупателю обязаны вернуть деньги в течение 10 дней, если тот не получил товар в срок и уведомил продавца об отказе от сделки.
Продвинуть свое предложение поставщику в маркетплейсе не так просто - федеральные площадки не могут рисковать и выставляют им достаточно жесткие условия. Чтобы попасть «на полку» (сайт), поставщик проходит ряд проверок, предоставляет полную информацию о коммерческой деятельности, все сертификаты на продукцию, демонстрирует дилерские договоренности и документы на представление тех или иных брендов в России, а также склады для хранения продукции.
Хотелось бы противопоставить маркетплейсы интернет-магазинам. Последние могут организовываться по принципам агрегатора: собирать предложения разных фирм и поставщиков воедино, чтобы продать запчасти без остатка. По сути, это тоже маркетплейс, только меньшего масштаба, региональный, с ограниченными гарантиями. Другие запускают онлайн-продажи «в подмогу» офлайн-магазину – но тогда, возможно, будет проще приехать по адресу и совершить сделку «глаза в глаза».
Чек-лист надежной площадки
Разумеется, универсальной защиты от рисков нет, поскольку в работе площадок присутствует человеческий фактор. Теоретически некачественный продукт может просочиться через системы контроля, но такие случаи – явление исключительное. Если это произойдет, сразу обращайтесь в администрацию маркетплейса. Такие вопросы они решают очень быстро, а поставщик рискует навсегда покинуть данную площадку.
Текст: Сергей Карпушов, генеральный директор ГК ASVA
Фото: Unsplash, depositphotos.com