Гранта, Логан, Датсун: большой тест седанов с автоматом
Ее фотографии вызывают странные чувства. С некоторых ракурсов Лада Гранта с «мордой» от Весты и дверьми от Калины образца 2004 года кажется непропорциональным недоразумением. Неудивительно, что на следующий же после презентации день мастерá фотошопа принялись примерять «икс-фейс» на «классику» и старую Ниву ВАЗ‑2121. Команде дизайнеров наверняка было обидно.
Всё меняется при встрече с живой машиной. Подмечая аккуратную подгонку кузовных панелей и любуясь хромированными «бумерангами» под головной оптикой, понимаешь: Стив Маттин постарался на славу. И хотя низкая подоконная линия и большая площадь остекления с потрохами выдают возраст исходника,
Гранта теперь – красотка! Чем она хуже Логана или псевдояпонского Датсуна on-DO? А может, уже и лучше?
В поисках максимально беспристрастного ответа мы выписали троицу в близких спецификациях: каждый седан – с 1,6‑литровым мотором, четырехступенчатым автоматом и располагает всеми опциям, какие только можно заказать. Ах да! Если вам показалось, что Гранте предстоит сражаться с «замшелыми стариками», напомню: существенно обновленный Logan появился в России прошлой осенью. Доработанный on-DO продается чуть больше года.
Renault Logan
Франко-румынский бюджетник второго поколения показали в 2012‑м. В прошлом году слегка освежили экстерьер и интерьер. В Европе автомобиль известен под маркой Dacia и доступен также в кузове универсал. Базируется на глобальной платформе B0. Выпускается в Тольятти – на одном конвейере с Грантой.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1.6 (82 л.с.) – от 544 000 ₽
1.6 (113 л.с.) – от 667 990 ₽
1.6 (102 л.с.) – от 697 990 ₽
Datsun оn-DO
Представлен весной 2014 года. Построен на платформе Гранты и является ее переосмысленной версией, но позиционируется как «настоящий японский автомобиль». Имеет пятидверную версию mi-DO. В конце 2017 года обе модели обновились косметически. Гамма двигателей пополнилась 16‑клапанными 106‑сильными моторами. Сборка – в Тольятти.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1,6 (87 л.с.) – от 466 000 ₽
1,6 (106 л.с.) – от 537 000 ₽
Лада Гранта
Седан на базе Калины дебютировал весной 2011 года и сменил морально устаревшее семейство Самара. В период с 2011 по 2017 год Гранта несколько раз обновлялась по мелочам. Прошлой осенью пережила полноценный рестайлинг, получив фирменный «икс-фейс». Представлена с кузовами трех типов – седан, лифтбек и универсал. Производится в Тольятти.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1.6 (87 л.с.) – от 419 900 ₽
1.6 (106 л.с.) – от 516 500 ₽
1.6 (98 л.с.) – от 581 500 ₽
Заходящее солнце
Попробовать, безусловно, стоило. Идея создания недорогой, но качественной машины, за рулем которой люди не будут чувствовать себя ущербными, была хороша. И поначалу казалось, что у ныне опального Карлоса Гона всё получится. За первые полгода производства с конвейера АВТОВАЗа сошло 20 000 седанов on-DO, и во всех без исключения интервью за 2014 год боссы альянса предрекали российскому отделению Datsun великое будущее.
К моменту запуска в производство on-DO действительно был лучше Гранты. Чуть тише, слегка приятнее в управлении, с более интересным интерьером и без кучи вопросов к качеству сборки. А что теперь? Дверной уплотнитель забился под вздыбленную обшивку стойки. Рычажок указателя поворотников впивается в подушечки пальцев острым облоем. Да и в целом интерьер производит тягостное впечатление: рестайлинг привнес сюда лишь новый дисплей трип-компьютера.
Конечно, я могу ошибаться. Но мне навязчиво кажется, что на нынешнюю линейку Datsun в альянсе махнули рукой. Когда стало понятно, что on-DO продается в четыре раза хуже Гранты и даже демпинг слабо стимулирует спрос, «японца» отправили мирно доживать свой век. Иначе обновление 2017 года принесло бы водительскому сиденью регулировку по высоте, слот USB вытащили бы из бардачка, а сам бардачок оснастили бы подсветкой.
На ходу Datsun неплох. Но не настолько, чтобы за четыре с лишним года не вносить изменений! Руль всё так же пуст в околонулевой зоне, усилие на педали тóрмоза по-прежнему неоднородно и с непривычки провоцирует клевать носом, а шумоизоляция слабовата даже по меркам бюджетников. Особенно настырен двигатель – после 4000 оборотов. В отличие от Гранты, с автоматом здесь дружит только 87‑сильный восьмиклапанный мотор.
Эти двое, на мой взгляд, и есть самый ценный актив машины. Более удачный симбиоз двигателя и 4-ступенчатой гидромеханики еще поискать! Благодаря совершенно чумовой эластичности мотора и оперативности коробки, в паспортные 14,4 секунды до сотни не веришь. On-DO будто за одиннадцать справляется. При этом и вверх и вниз автомат Jatco переключается гладко. Если собственноручно «допилить» шумку подкапотного пространства, можно получить приличный ездовой комфорт.
Стóит ли Datsun своих денег и примерно пятипроцентной переплаты по сравнению с аналогичной Грантой? Безусловно, да – если вы подвержены эффекту плацебо или принципиально хотите пусть ненастоящую, но иномарку. Во всех остальных случаях – категорически нет. И очевидно, что с появлением обновленной Лады и при отсутствии изменений делá Датсуна пойдут только хуже.
Лицо без шрама
Признаюсь – я не успел проштудировать материал Кости Васильева, который поездил на обновленной Гранте первым в нашей редакции (ЗР, № 10, 2018). Так что знакомство с красавицей Ладой происходит для меня здесь и сейчас. И, поскольку лакмусом выступает Datsun on-DO, из которого я вылез минутой ранее, Гранте буквально с порога удается удивить.
Нет, передние двери по-прежнему открываются на сверхширокий угол и плохо фиксируются в промежуточном положении, так что задеть ими соседний автомобиль – пара пустяков. Нахваливая Гранту, я имею в виду интерьер. Здесь по-настоящему красивые приборы с фирменными оранжевыми акцентами, нарядная обивка сидений. Но главное – между этими сиденьями поселился правильный ручник. А рукоять on-DO будто сняли с «девятки».
Конечно, не всё однозначно. И все-таки на каждый «укус» Датсуна в рукаве у Лады находится «антидот». Набивка сидений не такая плотная, как в «японце»? Зато есть регулировка по высоте. Расстроились, что мультимедийке недоступен цветной тачскрин? Настроение поднимет USB-порт непосредственно на консоли. Для Гранты не пожалели плафона освещения в бардачке. Да и подрулевым рычажком поранишься едва ли.
Паразитных вибраций от работающего двигателя в Ладе теперь точно не больше, чем в Датсуне. Скажи я такое года четыре назад, был бы уволен за профнепригодность. Впрочем, не менее интересно другое: на бумаге 98‑сильный шестнадцатиклапанник способнее датсуновского мотора, но осязаемой разницы нет. Силовые агрегаты предельно близки как по части топливной экономичности, так и по динамике. И оба отлично ладят с коробкой.
Дальнейшее сравнение двух седанов, выпускаемых АВТОВАЗом, еще скучнее, поскольку во всех оставшихся вопросах – паритет. Та же слабенькая шумоизоляция моторного отсека, тот же пустой руль, рвущийся из рук в колеях, и та же непробиваемая подвеска. Да-да! «Поливать» по буеракам можно одинаково смело как на Ладе, так и на Датсуне. У обоих клиренс – 170 мм, а передний бампер отделяют от земли аж 250 мм!
Итог? Внешность обновленной Гранты может нравиться или нет (особенно если вы еще не видели ее живьем), но факт остается фактом: именно она современнее, продуманнее, качественнее… и всё еще дешевле Датсуна on-DO. Добавьте сюда впятеро большее количество официальных сервисных центров, и поймете, почему Лада так сильно оторвалась от «японца» в нашей итоговой таблице.
Танцы на граблях
Renault Logan уверенно победил. Думаю, вы уже и без меня это поняли. Но всё же, прежде чем вы побежите к дилеру за машиной, я должен сообщить две не слишком приятные новости. Первая: в сравнимой комплектации Renault примерно на 200 000 рублей дороже конкурентов. Вторая: в нем полно недостатков! Работу над прошлогодним обновлением инженеры и маркетологи проводили, выплясывая на граблях.
Лет десять назад в Renault могли с ухмылкой закрывать глаза на критику в адрес «первого» Логана. Альтернативы всё равно не было. Не нравится – освобождай очередь! Феноменально, что даже теперь, когда рынок седанов B‑класса поделили Kia Rio, Hyundai Solaris и Лада Гранта, а Logan с «жалкими» 30 000 машин в год барахтается в середине второй десятки, в Renault прислушиваются к клиентам вполýха.
Если смотреть поверхностно, прошлогодний рестайлинг неплох. Logan посвежел внешне и внутренне: обзавелся новым «оперением» и светодиодными ходовыми огнями, получил великолепный кожаный руль (Ладе и Датсуну эта опция недоступна) и избавил владельцев от необходимости ходить на заправку с нелепой крышкой горловины бензобака, поскольку теперь центральным замком блокируется весь лючок. Но копнешь глубже – и понимаешь: «это уже было в «Симпсонах»».
Клавиши обогрева сидений – по-прежнему на его основании (даже в соплатформенном Иксрее Cross их перенесли на консоль), управлять задними электростеклоподъемниками водитель вынужден перекидными «качелями» под климатическим блоком. Сам же блок скомпонован на редкость «не очень». И вот еще одна давняя беда: никчемные боковые зеркалá!
При взгляде на нескромный ценник обилие подобных «нюансов» расстраивает еще сильнее. Но, справедливости ради, в более важных аспектах Logan лучше. В нем самое удобное сиденье водителя, наиболее просторный задний ряд, способный приютить троих взрослых и не превратить поездку в каторгу. Logan тише, приятнее в управлении и единственный в тесте не требует привыкания к приводу педали тóрмоза. Салон самый качественный. Стóит ли игра свеч?
Отвечать вы вновь должны сами. Сходите к дилеру, закажите тест-драйв, подумайте. Но если вам интересно мое мнение – я переплачивать за Logan не стал бы. Ведь даже если отказаться от боковых подушек безопасности и электрических зеркал, заменить климат-контроль кондиционером и забыть про добрый десяток мелких опций, всё равно разница в цене с Грантой и Датсуном будет очень солидной для машин этого класса – минимум 100 000 рублей.
Открывать и закрывать глаза
Logan второго поколения выпускается и продается в России больше четырех лет, а в Европе – и вовсе шесть. Тем не менее, несмотря на многочисленные замечания владельцев и прессы, проблема маленьких боковых зеркал осталась нерешенной. На сегодняшний день они однозначно худшие в сегменте. На их фоне зеркалá Датсуна и особенно Гранты – само совершенство.
Кар-индекс учитывает эксплуатационные расходы на пробеге 70 000 км: плату за регистрацию и техосмотр, транспортный налог, затраты на ОСАГО, топливо и плановые ТО, а также потери при перепродаже машины.