Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ИС-7: неизвестный советский танк-монстр

Есть танки, появление которых вызвано необходимостью. Их характеристики далеко не идеальны, сами они капризны, но при этом нужны – лучше воевать хоть на чем-то, чем совсем без поддержки брони. Другие, наоборот, создавались в относительно спокойной обстановке, а у их конструкторов имелся колоссальный опыт. Одним из таких танков стал ИС-7 – машина, которая должна была получить абсолютное превосходство над любым другим танком своего времени.
Полная версия
Город на Неве сильно пострадал от Блокады. Львиная часть его заводов в виде наиболее ценных кадров и оборудования была эвакуирована на восток. Но всего лишь спустя полгода после разрыва окружающего город кольца решили восстанавливать их. Результаты были получены довольно быстро – уже весной 1945-го город производил
. Но уже совсем скоро Ленинграду предстояло вспомнить былые времена и вновь стать центром разработки танков.
Боковая и лобовая проекции ИС-7.
ИС-7 в заводском цеху.
С помощью специалистов-судостроителей конструировалась совершенно новая для танковой промышленности СССР вещь – автоматизированный прибор управления выстрелом «Штурм». Нечто подобное применялось на артиллерийских кораблях, чтобы исключить воздействие качки. Наводчик делал расчеты, наводил стабилизированный (от той самой качки) прицел, после чего нажимал на кнопку открытия огня. Но за этим не следовал мгновенный выстрел. Автоматический механизм ждал, пока корпус корабля не примет ровное положение. Только после этого следовало открытие огня. Теперь то же самое хотели применить и на танке – чтобы на точность стрельбы не влияли колебания корпуса и тяжелой пушки.
ИС-7 на территории Кировского завода.
Впрочем, стремление набить танк самыми современными приборами и механизмами имело и обратную сторону. Все это усложняло конструкцию и увеличивало риск поломок. Поэтому от каких-то нововведений отказывались – как, например, от дистанционно управляемых башенных пулеметов. Эту тройку заменили на один 14,5-мм пулемет, причем чтобы воспользоваться им, одному из заряжающих приходилось покидать машину.
Второй прототип перед началом министерских испытаний.
Ис-7 в экспозиции танкового музея в Кубинке.
Казалось, что для ИС-7 все идет хорошо. Было построено еще четыре прототипа. Планировались первые партии для армии в 15 и 50 машин. Проводились обстрелы корпуса, показавшие отличные результаты. Но тут грянул гром среди белого неба: в феврале 1949 года Совет Министров постановил свернуть разработку.

Подпишитесь на «За рулем» в

Тимур Шерзад
30.03.2019
Поделиться: