Говорить о лучших всегда просто и приятно. В случае с танками можно, к примеру, похвалить мощное орудие, броню, надежность или технологичность массового производства. Но на каждый удачный образец всегда найдется его откровенно плохой собрат.
Царь-танк (kem.kp.ru) Русские по праву славятся
. Но тот, кто много делает, по пути неизбежно совершит массу ошибок. Одной из них был «Царь-танк» – проект инженера Николая Лебеденко, созданный и воплощенный в металле в 1914-1915 годах. Его габариты и до сих пор никем не превзойдены – почти 18 метров в длину, 12 в ширину и 9 в высоту. Да и вес был немаленьким – 60 тонн.
«Шнейдер» СА-1 (artstation.com) Совершали ошибки не только отечественные инженеры. Неудачи были не настолько велики и показательны, как с «Царь-танком». Лишь потому, правда, что был поскромнее сам размах – позиционный кризис Великой войны нуждался в разрешении, и армии воюющих сторон требовали более практичных, массовых и быстрых решений.
A7V. В небоевых условиях большая часть экипажа из 18 человек предпочитала ездить на крыше – внутри адская жара и раскаленный металл (stephencurryone.org) К началу Второй мировой немцы успели придумать, отработать и реализовать новую концепцию применения танков. Но еще каких-то 20 лет назад сумрачный тевтонский гений и понятия не имел, что же делать с этими новомодными средствами ведения войны.
Французы учились на своих
. Тракторное шасси и орудия в спонсонах или рубках их больше не устраивали. И тогда они решили создать танки с башней и расположением гусениц, которое позволит успешно преодолевать траншеи и воронки. Так получился легкий FT-17, схема которого стала настолько успешной, что потом использовалась в большинстве танков мира. Обратной стороной этого процесса стала попытка создать тяжелый танк.
Maus в Кубинке (soldat.club) Этот красавец оказался самым тяжелым танком за всю историю человечества. Стремление германского командования получить максимально защищенный танк прорыва довело его до чудовищной массы в 188 тонн. Лобовая броня достигала впечатляющей по тем временам толщины – 200 миллиметров. И, что самое удивительное, «Мышь» при этом реально могла перемещаться. Более того, танк для своих размеров управлялся просто великолепно. Его спарка 128-мм и 75-мм орудий была крайне серьезным аргументом, а мощное бронирование поставило бы в тупик даже
или американский SuperPershing.
Подпишитесь на «За рулем» в