Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Неизвестный гигант Красной Армии: пятибашенный танк Т-35

Он был единственным серийным пятибашенным танком в мире. Его гордо демонстрировали на парадах, он должен был создавать превосходство на направлениях решающих ударов. Его могучий лик даже красовался на медали «За отвагу». Но в остальном Т-35 не хватал с неба звезд – этот танк, конечно, поучаствовал в Великой Отечественной войне, но успел исчезнуть с полей её сражений еще до того, как мы стали добиваться первых ощутимых для мира стратегических успехов.
Полная версия
Все началось еще в двадцатых годах. Молодой Советский Союз отлично понимал, что просто так его в покое не оставят, и строил
– в том числе танковые. Делать это приходилось практически с нуля. Имелись, конечно, иностранные танки, захваченные у белых, но они стремительно устаревали, поэтому требовалось создавать что-то свое. 
Первый прототип Т-35 (army.lv)
Т-35 на параде 7 ноября 1935 года (http://armedman.ru)
Интересным решением была и пневматическая система управления, сильно облегчавшая работу мехвода. С ней, правда, вышло не очень хорошо – она, конечно, обеспечивала рычагам столь желанную легкость, но постоянно капризничала и ломалась. Поэтому пошедший в серию танк ее был лишен. Результатом стала типичная для отечественных машин того времени «дубовость» управления. Но это была неизбежная плата за повышение надежности. 
Т-35 в параде на 7 ноября 1940 года (milday.ru)
Брошенный по технической неисправности Т-35. Львовская область, лето 1941 года (waralbum.ru)
Доходило до того, что инспекторы из Москвы жаловались на директора завода, который «…всячески дискредитирует машину». Энтузиазм работников и ресурсы направлялись в другие проекты, что не могло не сказаться на темпах выпуска Т-35. Так, например, в 1935 году был начисто сорван 9-месячный план – из пяти предполагавшихся танков завод не сдал ни одного. Правда, тут еще прибавлялись проблемы со смежниками – мариупольский завод не смог поставить нужного количества брони, а рыбинский – двигатели. 
Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (http://armedman.ru)
Последний фактор резко увеличивал количество небоевых потерь. Хаос лихорадочных контрударов «наугад» в попытках хоть как-то среагировать, пока не стало поздно, приводил к длительным маршам. И техника неизбежно ломалась. Да и неопытная в больших войнах Красная армия уделяла неоправданно малое внимание обеспечению танковых войск. В результате к полю боя не подвозилось нужное количество запчастей, не были достаточно хорошо и полно организованы службы ремонта и эвакуации. 
Т-35, подбитый недалеко от населенного пункта Верба, июнь 1941 года (waralbum.ru)
Те Т-35, что доезжали до боя, рано или поздно гибли под ударами превосходящих сил противника, но сопротивлялись достойно. Так, например, они участвовали в успешной контратаке под населенным пунктом Верба 29 июня 1941 года. Немцы были вынуждены временно отступить оттуда, причем Т-35 были приняты ими за гораздо более серьезные КВ. Что ж, не только нашим путать «Фердинанды» с любыми другими САУ с рубкой в задней части корпуса. 
Единственный сохранившийся Т-35 в Кубинке (http://tankmuseum.ru)

Подпишитесь на «За рулем» в

Тимур Шерзад
26.05.2019
Поделиться: