Большой тест стиляг: Toyota C-HR, Citroen C3 Aircross и новый Kia Soul
Компактные кроссоверы разбились на два лагеря: массовые серые мышки и стильные, но умеренно популярные у нас персонажи. Kia Soul умудряется уже много лет воевать на два фронта. Он самобытен, если не сказать экстравагантен, но стабильно пользуется спросом.
Двухлитровый Soul с автоматом и двумя томами опций в максимальном исполнении Premium+ тянет на миллион шестьсот пятьдесят тысяч. Ой… Но это не предел! В соперниках у него переднеприводные Toyota C‑HR с вариатором и теми же двумя литрами и Citroen С3 Aircross 1.2 с турбомотором и автоматом: оба преодолели планку «миллион семьсот».
Citroen C3 Aircross
Дебютировал в конце 2017 года на автосалоне во Франкфурте. Привод исключительно передний. Помимо бензиновых агрегатов есть и дизельный. Поставляется из Испании, с завода в Сарагосе.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1.2 (82 л.с.) – от 1 227 000 ₽
1.2 Т (110 л.с.) – от 1 425 000 ₽
дизельный:
1.6 (92 л.с.) – от 1 350 000 ₽
Toyota C-HR
Дебют состоялся еще в 2016 году, но на российский рынок машина попала лишь в 2018‑м. Построена на новой компактной платформе TNGA. Импортируют из Турции, с завода в Сакарье.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1.2Т (115 л.с.) – от 1 367 000 ₽
2.0 (148 л.с.) – от 1 756 000 ₽
Kia Soul
Машину третьего поколения представили в конце 2018 года. Дебют на российском рынке состоялся в этом году. Привод только передний. Сборка – в Калининграде.
ДВИГАТЕЛИ:
бензиновые:
1.6 (123 л.с.) – от 1 029 900 ₽
2.0 (150 л.с.) – от 1 259 900 ₽
1.6 Т (200 л.с.) – от 1 629 900 ₽
Дерзкие и красивые
Не прошло и четверти века, как Toyota вновь разродилась стильным паркетником. Со времен первого RAV4 ничего более стильного у священной для многих автомобилистов марки не рождалось. Упрятанные в стойки ручки задних дверей – кошмар для прекрасного пола. Внутри – ловушка в виде стыка двух панелей, в которую легко попадут длинные ногти. Берегите маникюр, дамы!
Citroen C3 Aircross напоминает нам, из какой страны мишленовский Бибендум. Плюшевая зефирка с рыжими вставками, «жалюзи» задних боковых окон и нагло обрывающиеся релинги на крыше. Французский Mini Countryman. Кто-то сморщит нос, но равнодушных нет. Citroen – мастер эпатажа с вековым опытом.
Soul недоверчиво щурится на дерзких конкурентов: да что они себе позволяют? Я главный стиляга на рынке!
Знакомый силуэт, но – прищуренные фары (привыкнуть к ним весьма непросто) и нахально заехавшие на крышу задние фонари, которые заставили подвинуться островок крашеного пластика.
Внутренний мир Kia – праздник света и музыки. Топовая акустика Harman Kardon наполняет разнофактурный интерьер отменным звуком, в такт пульсирует фоновая подсветка, играя тенями на рельефных дверных вставках. Soul – душа компании, причем большой. Мéста сзади достаточно, багажник достойный. Расставить стаканы тоже есть где.
В Тойоте сзади рай интроверта. Как в танке. Чтобы выглянуть в окно через высокий подоконник, нужно оторваться от спинки сиденья. Аудиосистема так себе, «светопредставления» нет, но водитель не в обиде: водительское кресло спрофилировано прекрасно. Консерваторы обрадуются кнопкам из девяностых и бессмертным электронным часам.
Французские стилисты оторвались на полную. В Ситроене можно не ехать, а просто сидеть, смотреть и щупать. Спереди. А обитателям заднего ряда досталась лишь плоская скамейка, обтянутая диванной тканью и умеющая ездить взад-вперед.
Два по два – и один и два
Для Соула-третьего доступны атмосферные моторы 1.6 и 2.0 и 1,6‑литровая «турбочетверка» для GT-души. Мы остановились на двухлитровой золотой середине. Конечно, полутора сотен сил достаточно в большинстве случаев, но урагана, шквала и прочих «ветреных» эпитетов в адрес динамики не ждите. Паспортные десять с копейками секунд Soul показывает. Но на большее не дает рассчитывать масса в 1,4 тонны. Пыл к активному педалированию снижает и шестиступенчатая гидромеханика, которая иногда отвлекается при кикдауне. Спортрежим бодрее, но болезнь не лечит.
У Тойоты лишь на две «лошадки» меньше, но она на полцентнера тяжелее. И в цифрах разгон куда оптимистичнее, нежели в ощущениях. А всё вариатор, размазывающий тягу по своим конусам. Низов мотор не любит. Максимальный момент достигается на тех же 4000 об/мин, что и в Kia, но – на 50 ньютон-метров меньше. Душу отводишь лишь на АЗС: можно лить 92‑й бензин.
Citroen при виде двухлитровых товарищей дрожит на старте тремя цилиндрами. Дурачок, твой несерьезный с виду моторчик выдает больше двух сотен ньютон-метров, причем с 1500 об/мин. С такой отдачей ты идешь вровень с соперниками, а управлять гибкой тягой куда приятнее! Автомат шустр даже в обычном режиме, а если включить «спорт», что засвидетельствует еле заметная «макроиндикация» на панели, то задержки в переключениях практически сойдут на нет.
Задорный моторчик никак не вяжется с «бабушкиной» управляемостью. Бесконечные три оборота руля от упора до упора, пустой, как воздушный шарик, «ноль». И совсем неприличные крены. Aircross танцует всем кузовом при каждом резком маневре, рано уходит с дуги и напрочь отбивает желание искать извилистую дорогу. Если внешне C3 рождает некие ассоциации с Кантрименом, то шасси эти иллюзии развеивает.
Toyota в поведенческих материях ушла вперед. Рулевая рейка заметно «короче», руль ожидаемо наливается тяжестью в виражах. Да и в «нуле» что-то есть. C‑HR вполне уверенно держится на дуге, но излишние крены приводят к ненужному перегрузу передних колес. В итоге на переставке Toyota требует изрядной корректировки курса для стабилизации.
Kia Soul срывается с траектории на длинной дуге почти одновременно с Тойотой – привет скользким шинам Hankook и излишне нагруженной передней оси. И всё же Soul оказался самым точным. После резкой смены курса ему нужно меньше всего времени на стабилизацию. Корейцы делают всё больше успехов в рулежных дисциплинах.
Главное – маневры
Ровный асфальт кончился, и Soul тут же раскрыл характер, сообщая обо всех ямах, пропущенных дорожниками. На низкопрофильные 18‑дюймовые шины всё не спишешь – подвеске не хватает энергоемкости. Дорожные шумы традиционно для Kia солируют в хоре, но навязчивыми их не назвать.
У Тойоты шины гудят меньше, чего не скажешь о ветре, гуляющем в смелых росчерках кузова. Плавность хода зачетная: на разбитом асфальте очевиден баланс сил в сторону комфорта. Весь спектр колдобин грамотно фильтруется подвеской, лишь на высоких «лежачих полицейских» – жесткий отбой.
Похожей мягкости ждешь и от Ситроена, но гидропневматика малышам не положена. C3 привык к европейским дорогам и асфальтовых изъянов признавать не хочет. Пассажиры и водитель должны не только чувствовать, но и слышать всё, что происходит на улице. Aircross – самый жесткий и шумный парень в нашем трио.
А еще Citroen самый неповоротливый. Toyota и Kia быстрее разворачиваются на тесной площадке. У Соула при этом нужно следить за низко висящим передним бампером: поцарапать его о бордюры можно в два счета. Обидно, ведь под защитой силового агрегата у него почти 19 см живого пространства, что весьма неплохо для машины этого класса.
У Тойоты губа переднего бампера выше, но клиренс самый скромный, она раньше других начинает скрежетать пузом о неровности.
Citroen не прочь ободрать нижнюю кромку бампера (он ниже, чем у соперников), – у высоких бордюров надо быть предельно внимательным. Но, что удивительно, вне асфальта Citroen оказался довольно проворным. Понятно, что система Grip Control, которая имитирует блокировку дифференциала, и близко не заменяет полный привод, но кое-какие преимущества на бездорожье всё же дает. И ассистент спуска с горы есть.
Для души
Реабилитация на грунтовке не помогла Ситроену. Стильный кроссовер подойдет только тем, кому вау-эффект важнее прочих радостей жизни. Ну и конечно, нужно быть неприжимистым: Citroen C3 с самым скромным набором оснащения лишь на 50 тысяч дешевле Тойоты.
Toyota C‑HR не такая броская, но тоже о‑го-го. И радости от владения подарит с лихвой. Это очень сбалансированный и комфортный кроссовер для эгоиста и его спутницы. Семья? Дети? Берите RAV4.
Или посмотрите на новый Soul. Он сделан с душой и для души. Не провалился ни в одной дисциплине. Яркий и удобный. А тот факт, что нашпигованная опциями машина – самая доступная в нашем трио, объясняет статистику продаж.
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
CITROEN C3 AIRCROSS
KIA SOUL
TOYOTA C-HR
Снаряженная / полная масса
1263 / 1805 кг
1349 / 1830 кг
1495 / 1960 кг
Время разгона 0–100 км/ч
10,6 с
10,2 с
11,0 с
Максимальная скорость
183 км/ч
186 км/ч
195 км/ч
Топливо / запас топлива
АИ-95 / 45 л
АИ-95 / 54 л
АИ-92, АИ-95 / 50 л
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл
8,1 / 5,1 / 6,5 л / 100 км
8,9 / 5,7 / 6,9 л / 100 км
8,8 / 5,8 / 6,9 л / 100 км
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
бензиновый, с турбонаддувом
бензиновый
бензиновый
Расположение
спереди, поперечно
спереди, поперечно
спереди, поперечно
Конфигурация / число клапанов
Р3 / 12
Р4 / 16
Р4 / 16
Рабочий объем
1199 см³
1999 см³
1987 см³
Мощность
81 кВт / 110 л.с. при 5500 об/мин
110 кВт / 150 л.с. при 6200 об/мин
109 кВт / 148 л.с. при 6100 об/мин
Крутящий момент
205 Н·м при 1500 об/мин
192 Н·м при 4000 об/мин
156 Н·м при 4000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода
передний
передний
передний
Коробка передач
A6
А6
CVT
Передаточные числа:
I / II / III / IV / V / VI / з.х.
4,04 / 2,37 / 1,56 / 1,16 / 0,85 / 0,67 / 3,19
4,40 / 2,73 / 1,83 / 1,39 / 1,00 / 0,77 / 3,44
2.52–0,39 / 1,75
Главная передача
4,07
3,61
5,79
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска: спереди / сзади
McPherson / упругая балка
McPherson / упругая балка
McPherson / многорычажная
Рулевое управление
реечное, с ЭУР
реечное, с ЭУР
реечное, с ЭУР
Тормоза: спереди / сзади
дисковые, вентилируемые / дисковые
дисковые, вентилируемые / дисковые
дисковые, вентилируемые / дисковые
Шины
215/50 R17
235/45 R18
215/60 R17
СЕРВИС В ЦИФРАХ
Периодичность ТО
Гарантия
Дилеры (СТОА)
CITROEN C3 AIRCROSS
15 000 км или 12 месяцев
3 года или 100 000 км
53
KIA SOUL
15 000 км или 12 месяцев
5 лет или 150 000 км
197
TOYOTA C-HR
10 000 км или 12 месяцев
3 года или 100 000 км
112
ПАРАМЕТРЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОХОДИМОСТИ (замеры ЗР)
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ
Модель
CITROEN C3 AIRCROSS
KIA SOUL
TOYOTA C-HR
Рабочее место водителя
Самое удобное сиденье – в Тойоте: профиль, диапазон регулировок. У Kia не хватает диапазона регулировки по высоте, в С3 недостает боковой поддержки. Органы управления у всех близки и почти без недостатков. Меньше всего претензий к обзорности – в Соуле: удобно ориентироваться по зеркалам, картинка с камеры дополнена динамической разметкой и удобной инфографикой. В Тойоте плох обзор через салонное зеркало, картинка с камеры не имеет динамической разметки, нет передних парктроников. Citroen оснащен системой кругового обзора, но за передними стойками – большие мертвые зоны.
Сиденье
8
8
9
Органы управления
9
9
9
Обзор
8
9
8
Салон
Лидеры по организации передней части салона – Soul и C‑HR. Удобные подстаканники, отделения для смартфона. С запасом пространства тоже всё хорошо. В Ситроене остро не хватает отделений, бокс между сиденьями не предусмотрен, меньше всего пространства во втором ряду, посадка туда самая неудобная. В Соуле и Тойоте мéста гораздо больше, однако рослым не хватает опоры для бедер. Самый большой багажник – в С3. К тому же задние сиденья регулируются в продольном направлении, что позволяет увеличить его объем. Переднее пассажирское кресло можно сложить для перевозки длинномеров. Объем багажника Kia меньше, чуть недотягивает до 300 литров. Самый маленький грузовой отсек – в Тойоте.
Передняя часть
8
9
9
Задняя часть
8
9
9
Багажник
9
8
7
Ходовые качества
Лучше всех рулится Soul, хотя и не без огрехов. Точные реакции, короткий руль, но в пределе автомобиль резко скользит наружу из-за перегруженных передних колес. Toyota чуть лучше стоит на дуге, но реакции медленнее, а крены излишние. Сильно кренится и Citroen. К тому же у него самый «длинный» руль, а «ноль» абсолютно пустой. Динамические возможности всех трех машин близки. Хотя С3 и слабее, внушительный момент позволяет ему не отставать. К тормозам Тойоты и Kia есть вопросы. «Японке» не хватило эффективности замедления, в «корейце» не лучшим образом настроен привод. К тормозам Ситроена претензий нет.
Динамика
8
8
8
Тормоза
9
8
8
Управляемость
8
9
8
Комфорт
Наиболее мягкая – Toyota, весь спектр неровностей отрабатывает уверенно. Лишь на выдающихся колдобинах подвеска жестко срабатывает на отбой. Kia грубее (особенно на мелочовке), не в последнюю очередь – из-за низкопрофильных шин. Самый жесткий – Citroen, к тому же его двигатель сильно нагружен вибрациями на холостых оборотах. «Француз» и самый шумный. Уровни шума в Тойоте и Kia близки. Самые широкие возможности климатической установки – у Соула: обогревается всё, включая задние сиденья. А передние сиденья – с вентиляцией.
Шум
7
8
8
Плавность хода
8
8
9
Климат
8
10
9
Приспособленность к России
У всех в качестве запасного колеса – докатка. Капот Соула поддерживают гидроупоры. У Тойоты и Ситроена очень хорошо прикрыты пороги. Наиболее разветвленная дилерская сеть – у Kia, плюс расширенная гарантия. Toyota традиционно огорчает маленьким межсервисным интервалом, а Citroen – слабой сетью официальных СТО. Самый большой дорожный просвет под защитой – у Соула, самый скромный – у Тойоты.
Геометрическая проходимость
8
9
8
Сервис
8
9
8
Эксплуатация
8
8
8
Промежуточная оценка
8,13
8,60
8,33
Поведение вне дороги
Возможности трансмиссии Ситроена – самые широкие. Система Grip Control предлагает выбор из нескольких режимов движения, есть ассистент спуска с горы. А большой крутящий момент, доступный с малых оборотов, позволяет ехать внатяг. Каких-то дополнительных возможностей у Kia и Тойоты нет. Ход подвески у каждого из трех автомобилей небольшой. Геометрическая проходимость троицы не лучшая, что быстро остужает пыл вне асфальта.
Энерговооруженность
9
8
8
Выносливость
8
8
8
Ходы подвесок
8
8
8
Общая оценка
8,17
8,50
8,28
CITROEN C3 AIRCROSS
Стильные интерьер и экстерьер, задорная связка двигателя и коробки, практичный багажник | |
Огрехи в управляемости, жесткая подвеска, неудобное управление «климатом» |
KIA SOUL
Неплохая управляемость, удобный салон, стильная внешность, хорошее сочетание цены и оснащения | |
Жесткая подвеска, неоптимальная информативность тормозов |
TOYOTA C-HR
Хорошая плавность хода, удобные передние сиденья и органы управления, неплохая динамика | |
Маленький багажник, есть замечания к управляемости, мал межсервисный интервал |