Патриот, Duster, Niva: большой тест на нашем родном бездорожье
– Вообще-то тут невдалеке есть мост через речушку, но я предпочитаю форсировать ее на машине, – улыбается наш бывший коллега Александр Крапивин.
Саша всегда фанател от оффроудных покатушек, только теперь для него это не работа, а жизненная необходимость. Три года назад Крапива, как мы его кличем, покинул редакцию, перебрался в тульскую глубинку и завел ферму. Делá потихоньку пошли в гору – Саша купил новенькую Ладу 4×4 апельсинового цвета. Почему ее? Да просто ни на чем другом тут не проехать! Или всё же можно?
Пускай антисемейная трехдверная «апельсинка» выступит вне зачета, мы же разберемся с более практичными и самыми доступными внедорожниками российского рынка – это Duster, Niva и Патриот. За неполный год все трое обновились. На чем приятнее пилить по асфальту и какой лучше справится с тульской грязью?
Что новенького?
Годы идут, а трогается «шнива» как и прежде: отпускаешь сцепление, секунду с характерным хрустом цепляются друг за друга шестеренки в трансмиссии – и только после этого машина начинает разбег. Если, конечно, это можно назвать разбегом: после адаптации двигателя под Евро‑5 скорость Chevrolet Niva набирает в час по чайной ложке. А если в машине пятеро да багажник забит под завязку, ускорение совсем грустное. На холмистых участках шоссе приходится сбрасываться не то что на четвертую – на третью! Так мы ездили и на Ниве-прародительнице тридцать лет назад – только сбрасывались с четвертой до второй.
Потери на трение в трансмиссии колоссальные: отпускаешь педаль – и машина замедляется так, словно это электромобиль в режиме рекуперации. Только вся энергия на ветер. На стоянке «шеви» можно вообще не ставить на ручник – какой смысл, если и так не катится?
Зато Niva удивила отличной шумоизоляцией. Благодаря более толстой «шубе» на моторном щите, капоте, дверных и потолочных панелях, а также заглушкам во многих технологических отверстиях, в салоне теперь тихо, как на заводе в обеденный перерыв. Столь эффективной шумки нет ни у Дастера, ни у Патриота.
И всё же главное приобретение «шнивы» – прикрученный к центральной консоли саморезами мультимедийный комплекс с семидюймовым сенсорным экраном (раньше вместо него стояла простенькая однодиновая магнитола). Выглядит не сказать чтобы изящно, но к функционалу вопросов нет: навигатор (с картами Navitel), блютус, USB- и SD-разъемы, камера заднего вида с яркой картинкой – большего и не пожелаешь. Самое интересное, что эту мультимедийку дилеры готовы «прикрутить» и к ранее купленным машинам. Цена обжигает – 50 000 рублей. Думаю, спрос на услугу будет почти нулевым. «Мне она точно ни к чему», – смеется Крапива.
Из того, что появилось на «шниве» в последнее время, надо отметить на редкость удобные сиденья и занятный центральный подлокотник: откинув его назад, задние пассажиры получают подставку с подстаканниками. И важно, что в серийное оснащение вошли две фронтальные подушки безопасности.
Благодаря многократным модернизациям нынешняя Niva гораздо удобнее и приятнее той, что встала на конвейер семнадцать лет назад. Но всё равно недочетов в ней – как семечек в арбузе. Почему рычаги трансмиссии крутятся вокруг своей оси? Отчего вентилятор уже на первой скорости создает такой гул, что «идти на повышение» нет никакого желания? И как можно в наши дни обойтись без регулировки рулевой колонки?
В частоте модернизаций УАЗ Патриот ничуть не уступает «шниве» – вот и прошлой осенью он обновился. Серьезной реновации подвергли шасси. Перекалиброваны передние и задние амортизаторы, диаметр стабилизатора поперечной устойчивости уменьшен с 21 до 18 мм, а вместо трехлистовых задних рессор использованы двухлистовые (их жесткость снижена на 6%). Неразрезной передний мост получил открытые поворотные кулаки – с ними радиус разворота сократился на 0,93 метра!
Есть подвижки и в части управляемости: Патриот на прямой больше не требует подруливаний, в поворотах появилась какая-никакая стабильность. Конечно, до кроссоверов ему как до Луны, но на фоне прежней машины – очевидный прогресс.
Отдельное спасибо за модернизированный двигатель. Раньше мотор выдавал скромные для большого рамника 135 л.с. и 218 Н·м, теперь иной расклад: 150 сил и 235 Н·м. Причем на пик тяги заволжский атмосферник выходит при 2650 об/мин вместо прежних 3900 об/мин. Как следствие – уверенный разгон на малых оборотах. Мало того, Патриот теперь позволяет активничать: от «шнивы» он уезжает, как от стоячей. Только поспевай щелкать рычагом механики.
Коробка тоже модернизирована: передачи включаются точнее, ход рычага уменьшился. Сам рычаг теперь составной – с промежуточным демпфером, призванным снизить вибрации. Призван-то он призван, вот только никуда они не делись! Миритесь. УАЗ без вибраций – всё равно что ребята из ZZ Top без бороды.
В салоне Патриота только одно новшество – ручки на стойках крыши. В остальном всё тот же букет плюсов и минусов. В активе (как в рекламе) просторище! Оснащение хорошее, взять хотя бы климат-контроль и обогрев руля. Неплоха и эргономика. В пассиве – куча досадных недоработок. Как, ну как может запаска перекрывать обзор камере заднего вида? А кто догадался приладить хвостик с USB-разъемом в бардачке? Приспичило мне на ходу послушать любимый трек: открыл крышку, нащупал провод с гнездом, попытался вставить в него флешку одной рукой – не тут-то было! Чертыхаясь, остановился и, наконец, справился. Автор этой схемы или с тремя руками, или мазохист.
На фоне Нивы и Патриота Duster воспринимается как птица более высокого полета. У него точнее руль, выше запас устойчивости в поворотах, в S‑образных связках на нем куда проще. Уровень вибраций наименьший. С шумами лидерство тоже могло быть за Дастером, но наша машина обута в «зубастые» внедорожные шины BFGoodrich, которые на магистральных скоростях гудят, как электроподстанция. Зато саунд двигателя приглушенный. На скорости 100 км/ч стрелка тахометра застывает на 2500 об/мин, а в Ниве и Патриоте – на трех тысячах. Вот что значит шесть ступеней в коробке! УАЗу такая точно не помешает. А Chevrolet «лишнюю» ступень не потянет – мотора «мало».
В отличие от сегодняшних соперников, Duster обновился лишь на уровне нюансов. Появился красивый руль с пухлым ободом. Обогрев ветрового стекла теперь включается отдельной кнопкой. А мультимедийка коннектится со смартфонами через Android Auto и Apple CarPlay. Неплохо, но хотелось бы большего. Я не отказался бы от наружных зеркал покрупнее, сидений с длинной подушкой от Каптюра и регулировки руля по вылету. Но – нет.
Речной флот
– Река в этом месте не очень глубокая. Если поедете за мной след в след, за трактором бежать не придется.
Через полминуты Лада 4×4 оказалась на противоположном берегу речушки. А ну-ка, Патриот!
Раз плюнуть! Даже переднюю ось не пришлось подключать. Так, считай, сполоснул запылившиеся мосты.
За рулем Дастера я поначалу осторожничал, но он совсем не неженка. Спокойно идет на второй и даже на третьей передаче без попыток заглохнуть.
А вот «шнива» огорчила. Нет, она не забуксовала, но чахлый мотор вновь дал о себе знать: стóит переключиться на вторую, обороты падают настолько, что приходится срочно втыкать первую.А ведь Лада 4 × 4 здесь пронеслась как угорелая! И только Chevrolet дал течь: после первого же заезда под ковриками захлюпала вода.
Поразительно: на улице жарит солнце, а в тенистом пролеске рядом с крапивинским домом – грязища. Сашина Лада здесь в родной стихии. Ползает по грязюке с уверенностью водомерки, нет и намека на застревание. Chevrolet Niva тоже не промах: пробирается по размытым колеям с похвальным упорством и уверенностью. Половиной успеха «шнива» обязана шинам Cordiant All-Terrain, которые в грязи гребут как черти.
На Дастере ничуть не менее «злые» покрышки BFGoodrich, – во многом благодаря им Renault идет след в след за «шнивой», не давая повода усомниться в своих способностях.
Очень уместна в грязи и «тракторная» первая передача, частично заменяющая понижайку. Но рано радовались: возникла необходимость сдать назад – и эффект понижайки исчез, ведь у задней передачи передаточное отношение вполне себе легковое. Пришлось подыграть сцеплением, но так его и спалить недолго. Как ни крути, а на серьезном бездорожье демультипликатор – штука нужная.
Патриот? Умудрился и повеселить, и огорчить. С одной стороны, кондовое шасси позволяет не миндальничать, нахрапом пересекать колеи по колено и смело наезжать колесами на внушительные каменюки. Но обут он в шины с практически шоссейным профилем. На черноземе они моментально замыливаются, так что в грязи лучше не останавливаться, иначе тут же забуксуешь.
Так и вышло: Патриот засел. Ну ничего, Сашка на Ладе выдернул его на раз. И всё же снижать Патриоту оценку за проходимость не станем: на внедорожных шинах такого конфуза не случилось бы.
– Я тут присмотрел отличный ров. Можно раскорячить машины в диагональном вывешивании, заодно и ход подвесок проверим, – заговорщицки улыбается Крапивин.
Едем! Не прошло и минуты, как его Лада вывесила правое заднее колесо, которое беспомощно вращалось. Машина замерла на месте – межколесной блокировки же нет. Крапиву это не смутило – он выбрался из своей «апельсинки» и, чуть подтолкнув ее, вернул «зацеп». Прыгнул за руль и как ни в чем не бывало поехал дальше. Фокусник!
С Chevrolet этот номер не прошел – сказались лишние два центнера массы. Столкнуть машину с диагоналки вручную не получилось, пришлось скатываться назад. Но, справедливости ради, ход подвески у Нивы весьма достойный.
Настоящим же чемпионом «диагонали» стал УАЗ, преодолевший ров без отрыва колес от земной тверди. Чтобы проверить, как Патриот ведет себя при диагональном вывешивании, пришлось устраивать перезаезд в совсем гиблой канаве. А ему сам черт не брат! Как только УАЗ приподнял «лапу», ESP сымитировала блокировку, и он как ни в чем не бывало поехал дальше.
Duster тоже не спасовал перед рвом, но до Патриота ему далеко. А всё потому, что ход подвески по-кроссоверному скромный и вывешивание происходит очень быстро.
На десерт – стометровый грунтовый подъем с уклоном 37 %. «Апельсинка» Крапивы залетает на него на второй передаче без предварительного разгона, но запас тяги под педалью практически отсутствует.
У Патриота запаса хоть отбавляй! Он спокойно совершает восхождение даже без подгазовки. Хочешь ускориться? Нет проблем! Просто добавляешь газ, и УАЗ без раздумий набирает ход. Новый двигатель серии Pro реально хорош.
Дастеру холм покорился тоже без особого напряга, разве что обороты надо держать повыше – внизу запасец не такой солидный, как у Патриота.
«Шнива» вновь разочаровала. На второй передаче она не доехала и до трети горки! Подтыкаю первую – и вновь мало тяги. Лишь после перехода на пониженный ряд Chevrolet еле-еле вскарабкался к вершине. Тотальная «сердечная» недостаточность!
После такого фиаско мое расположение к «шниве» не смогла вернуть даже отменная плавность хода: хоть по стиральной доске кати – в салоне сохраняется похвальный комфорт. Не хуже справляется с ямами и УАЗ. А вот в Renault трясется руль, вибрирует передняя панель, так что волей-неволей сбрасываешь скорость.
Планов громадьё
Патриот обзавелся автоматической коробкой передач – первый ульяновский автомобиль на автомате! А еще могут вновь появиться дизельные Патриоты.
В первом полугодии 2020 года ждем обновленную «шниву». По нашим данным, она получит переработанный интерьер и даже измененные кузовные панели. В части техники ничего принципиально нового ждать не приходится, хотя установка 1,8‑литрового вазовского двигателя напрашивается.
Через год-полтора в России появится Duster второго поколения. Снаружи он почти неотличим от нынешнего, хотя все наружные панели кузова иные, а салон куда добротнее – дух бюджетности в нем не так очевиден. Важным новшеством станет отказ от гидрача в пользу электроусилителя, руль будет регулироваться и по вылету (сейчас– только по углу наклона). Насчет моторов пока ясности нет. Скорее всего, гамма будет та же, что и у Арканы. Базовым станет 1,6‑литровый бензиновый атмосферник, а за доплату предложат 1,3‑литровый турбомотор.
* * *
Ну, что скажешь, Крапива?
– Мне больше всех нравится «апельсинка».
Да, короткая и юркая Лада 4×4 ладит с тульской неустроенностью. А таких местечек у нас – вся страна. Потому вечную классику по-прежнему покупают, и неплохо. И это с посадкой родом из 1970‑х, тремя дверями и условным багажником. Машина на большого любителя. Для семьи? Вообще не вариант.
Ее сводная сестра Chevrolet Niva тоже не подарок. Она тесная, с устаревшим дизайном и скромным оснащением. Но главная проблема – чахлый двигатель, которого хватает лишь для черепашьего темпа. Как тут не вспомнить Виктора Цоя: «Ты должен быть сильным – иначе зачем тебе быть?» Пример для подражания есть: посмотрите, как взбодрился Патриот после прибавки мощности и крутящего момента – от былой квёлости не осталось и следа.
УАЗ Патриот груб и неотесан на асфальте, а уровень шумоизоляции, несмотря на многочисленные модернизации, далек от легковых стандартов. Зря ульяновцы рекламируют Патриот как автомобиль для города. Но если нужен транспорт для сурового бездорожья, УАЗ займет в шорт-листе одно из верхних мест.
Renault Duster? Он бледно выступил только на очень разбитом участке. А по «асфальтовым» повадкам однозначно превзошел соперников.
Если нет желания участвовать в трофи-рейдах, Renault будет самым разумным выбором.
Кар-индекс учитывает эксплуатационные расходы на пробеге 70 000 км: плату за регистрацию и техосмотр, транспортный налог, затраты на ОСАГО, топливо и плановые ТО, а также потери при перепродаже машины.
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
CHEVROLET NIVA
RENAULT DUSTER
УАЗ ПАТРИОТ
Снаряженная / полная масса
1485 / 1860 кг
1395 / 1870 кг
2125 / 2650 кг
Время разгона 0–100 км/ч
н.д.
10,3 с
н.д.
Максимальная скорость
140 км/ч
180 км/ч
150 км/ч
Топливо / запас топлива
АИ-92, АИ-95 / 58 л
АИ-95 / 50 л
АИ-92, АИ-95 / 68 л
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл
13,2 / 8,4 / 10,2 л / 100 км
10,1 / 6,5 / 7,8 л / 100 км
14,0 / 11,5 / н.д. л / 100 км
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
бензиновый
бензиновый
бензиновый
Конфигурация / число клапанов
Р4 / 8
Р4 / 16
Р4 / 16
Рабочий объем
1690 см³
1998 см³
2693 см³
Мощность
59 кВт / 80 л.с. при 6000 об/мин
105 кВт / 143 л.с. при 5750 об/мин
110 кВт / 150 л.с. при 5500 об/мин
Крутящий момент
127 Н·м при 4000 об/мин
195 Н·м при 4000 об/мин
235 Н·м при 2650 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода
полный
полный
полный
Коробка передач
M5
M6
M5
Передаточные числа:
I / II / III / IV / V / VI / з.х.
3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / 0,82 / – / 3,53
4,45 / 2,59 / 1,69 / 1,17 / 0,87 / 0,87 / 4,48
4,16 / 2,27 / 1,43 / 1,00 / 0,88 / – / 3,83
Главная передача
3,9
н.д.
4,11
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска: спереди / сзади
независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах / зависимая, пружинная
независимая, McPherson / независимая, многорычажная
зависимая, пружинная / зависимая, рессорная
Рулевое управление
винт-шариковая гайка, с ГУР
реечное, с ЭГУР
винт-шариковая гайка, с ГУР
Тормоза: спереди / сзади
дисковые / барабанные
дисковые, вентилируемые / барабанные
дисковые, вентилируемые / барабанные
Шины
215/65 R16
215/65 R16
245/60 R18