Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

"ленд-ровер" в тюбетейке

"ЛЕНД-РОВЕР" В ТЮБЕТЕЙКЕ
Полная версия

ЭКОНОМИКА

/ПО ЛИЦЕНЗИИ

"ЛЕНД-РОВЕР" В ТЮБЕТЕЙКЕ

В САМАРКАНДЕ ГОТОВЯТСЯ К СБОРКЕ ВЕЗДЕХОДОВ

ТЕКСТ, ФОТО / ВЛАДИМИР АРКУША

Наверное, только фанатики славной марки знают, что знаменитые вездеходы собирают и за пределами Англии. Больше всего - в Турции, чьи успехи в автомобилестроении известны читателям ЗР. Но сегодня речь не о ней, а об узбекском заводе "СамКочАвто", где уже несколько лет производят грузовики и автобусы по турецким лицензиям. Вполне освоившись с теми и другими, ныне здесь готовятся собирать многоцелевой полноприводник "Ленд-Ровер Дефендер-100". Машинокомплекты для него также пойдут из Турции, где для "Ленд-Ровера" изготовляют все, кроме силового агрегата. Учитывая, что даже собранный в Узбекистане, "Дефендер" будет недешев, нетрудно догадаться о потенциальных заказчиках: пограничники, армия, спасатели, медики... Намечаемые масштабы выпуска (примерно 750 машин в год) явно ориентированы на потребности госструктур, поэтому о планах свободной продажи или экспорта высказываются неопределенно: как дело пойдет... А начнется "дело", то бишь сборка "ленд-роверов", совсем скоро: в мае 2003-го.

Тем временем производство грузовиков и автобусов, начатое в 1999-м, идет своим чередом. Специалисты "СамКочАвто" с гордостью подчеркивают, что с 2001 года здесь используют для автобусов кузовные детали только собственного изготовления. Более того: заводские инженеры в сотрудничестве с российскими коллегами внесли немало изменений в конструкцию. Они продиктованы, прежде всего, требованиями безопасности: увеличили высоту салона, изменили планировку, освещение и т. п. Результат заслужил высокую оценку турецких специалистов и, разумеется, получил "добро" от органов стандартизации.

Итоги первых лет работы уместились в короткой фразе одного из руководителей "СамКочАвто": "Люди перестали бояться автобуса". Конечно, относится это не только к заводчанам: автобусы "УзОтойол" пришли в транспортные предприятия, где их узнали и освоили. Ныне в каждой области Узбекистана есть два-три АТП, укомплектованных здешними... чуть не сказал "пазиками". В стране их уже около двух тысяч; только в будущем году намечают выпустить еще 3000. А это значит - с автобусом освоились и пассажиры. Тем более, что проезд в государственном транспорте обходится дешевле, а некоторые категории пользуются льготами - частник, понятно, их не предоставит.

Набирает силу экспорт: 800 автобусов (300 - в нынешнем, 500 - в будущем году) отправят на Юг Украины. Успехи в России поскромнее, но и здесь уже бегает три сотни самаркандских "кочей". Конечно, импортный (считай, через две границы!) "УзОтойол" недешев в Москве: самый распространенный ОМ-24 предлагают за 25 тыс. долл. Склонить к его покупке может хорошая родословная. Ведь эти автобусы построены на получаемых из Турции лицензионных же агрегатах ИВЕКО. Дизели на первых узбекских автобусах прошли без капремонта уже около 500 тыс. км, а беспроблемный пробег 250-300 тыс. км и вовсе никого не удивляет.

Определения "простой", "неприхотливый" звучат банально - но именно эти качества (вкупе с надежностью) лежат в основе экспортного потенциала узбекских автобусов и грузовиков. Не приходится объяснять, как важны они, например, в Афганистане. Узбекский автопром крайне заинтересован в поставках соседней стране. Пробным шагом стала передача Афганистану в качестве безвозмездной помощи колонны грузовых автомобилей и автобусов: присматривайтесь, оценивайте...

Оценить есть что: "грузовая" линейка "СамКочАвто" - это не только бортовые машины. Здесь освоили специализированные кузова уже 15 типов - и самосвальные, и для перевозки напитков, и цистерны... "Не успеваем делать - столько заказов!" - шутливо жалуются заводчане. А тут новые хлопоты - со спецмашинами для МЧС и пожарной охраны. Парк "пожарок" в республике предстоит быстро обновить. Завод в сотрудничестве с крупнейшими мировыми производителями такой техники готовится, испытав прототипы, делать 150-200 спецмашин ежегодно.

А еще в планах (простите за скороговорку) - освоить тяжелый грузовик и даже - чем черт не шутит - создать испытательный полигон. В общем - не "Ленд-Ровером" единым...

Завершена одна из операций подготовки к окраске.

Первый автобус, собранный в Самарканде, "скрепили подписями" президенты Узбекистана и Турции - И. Каримов и С. Демирель.

Нам смогли показать лишь несколько моделей из немалого числа спецмашин.

Подпишитесь на «За рулем» в

Аркуша Владимир
01.11.2002
Поделиться: