Занял левую полосу – и штраф? Да, и это правильно!
Для начала обратимся к ПДД. В них сказано:
Другими словами, если есть как минимум три полосы, ехать в левой полосе при свободных правых нельзя. В Москве это касается Третьего транспортного кольца, МКАД и ряда широких проспектов в те редкие периоды, когда они не забиты машинами.
Зачем уступать?
Дело в принципах организации безопасного дорожного движения: чем быстрее движется транспортное средство, тем левее на проезжей части оно должно располагаться. Слева гораздо реже встречаются съезды и примыкания, перед которыми у водителей возникает повод сбросить скорость. Соблюдение этого пункта Правил в большинстве случаев повышает пропускную способность дороги.
Так безопаснее!
«Я и так еду с максимально разрешенной скоростью», – весьма распространенное оправдание, которое можно услышать от водителя в левом ряду. Мол, я таким образом предотвращаю скоростного режима другими водителями. Ведь если уступить левый ряд и кто-то по нему вас опередит, значит он превышает скорость. Логично, но:
А есть ли штраф?
Есть. За необоснованную езду в левом ряду предусмотрен штраф в 1500 руб. (ст. 12.15.1 КоАП РФ). Реально ли его получить? Практически нет. Стационарные камеры фотофиксации нарушений такому приему не обучены, а живые инспекторы предпочитают не обращать внимания на подобные дорожные ситуации.
В чем главная проблема?
Во время езды по европейским дорогам не раз замечал, насколько скрупулезно местные водители следуют этому принципу – не занимать левый ряд. При любой возможности берут правее. Если догоняют кого-то, опережают его слева и снова возвращаются в правый ряд (даже если едут с небольшим превышением скорости). Как следствие, огромное количество перестроений. Но все они относительно безопасны по одной причине – в Европе не принято обгонять справа. У нас это обыденное явление. Поэтому на наших дорогах, освобождая левый ряд сразу после опережения другого автомобиля, вполне реально встретиться с кем-то, кто совершил тот же маневр по правому ряду или даже по обочине. Так что, приучая наших водителей не занимать левый ряд, одновременно с этим нужно пропагандировать и запрет на опережение справа.