2/3 никуда не годятся! Экспертиза 12 комплектов пусковых проводов
Пусковые провода нужны понятно для чего – чтобы пустить мотор от чужой аккумуляторной батареи, если ваша вдруг померла. Берут два провода с зажимами-«крокодилами» на концах и подают питание от батареи-донора к севшему аккумулятору. Проще некуда. Но это лишь на первый взгляд.
Величина пускового тока даже в скромной микролитражке измеряется сотнями ампер. И чем холоднее на улице, тем больший требуется ток. Если бы напряжение на борту составляло 220, а не 12 В, то пусковой ток при той же мощности был бы раз в двадцать меньше, а проводá – во столько же раз тоньше. Но при питании 12 В проводам необходимо быть очень толстыми: чем больше сечение, тем ниже сопротивление. Иначе энергия до стартера не дойдет, полностью рассеявшись на проводах. Поэтому их сопротивление должно быть гораздо ниже, чем у пусковой цепи стартера, то есть не больше сотых долей ома. Но как раз это их изготовители и не могут обеспечить! За все годы испытаний работоспособный комплект проводов — заметьте, отечественный! — нам попался лишь однажды (если интересно, тест «Калуга дает прикурить» можно почитать тут. — Прим. ред.). Да и тот, по нашим сведениям, теперь можно приобрести лишь под заказ.
Проверим: вдруг ситуация изменилась в лучшую сторону? Мы купили дюжину комплектов по цене от 520 до 2950 рублей. Заявленные токи, которые они должны держать, – от 400 до 1000 А.
Что и как проверяли
Первым делом проверили качество заделки и конструкцию зажимов‑«крокодилов». У хороших проводов токоподвод должен быть обеспечен к обеим «крокодильим челюстям»: это уменьшает переходное сопротивление и снижает потери. Особое внимание – завальцовке проводов: прижимать надо токонесущие жилы, а не пластиковую изоляцию, которая тут же сгорит.
Затем оценили работоспособность и измерили падение напряжения на проводе при едином токе 220 А – это средний ток, которого на практике обычно хватает для пуска мотора. Да и опыт прошлых лет подтверждает, что ждать хороших результатов при более высоких токах бессмысленно.
Что до падения напряжения, то по нормативам при токе 1000 А оно не должно превышать 2,0 В. Значит, в нашем случае можно ориентироваться примерно на 0,45 В.
Результаты испытаний, к сожалению, не удивили. Лучшие электрические параметры показали дорогущие провода Airline SA‑1000-06E: падение напряжения на каждом проводе составило 0,75 В. На общем фоне результат, конечно, хороший: например, у комплектов В‑500 и «Полярник» потери на каждом проводе составили 4,9–5,0 В! И это при довольно скромном токе 220 А.