5 россиян, изменивших мировую автомобильную историю
Российская империя по разным причинам не шла, конечно, в авангарде мировой автомобилизации. До Первой мировой войны она, скорее, старательно и в общем успешно догоняла страны Западной Европы и США. Но несколько уроженцев огромной империи умудрились не только сделать успешную автомобильную карьеру на Западе, но и оставить след в истории. Только их имена писали теперь причудливо и латиницей.
Алексей Сахновский
Алексей Владимирович Сахновский, родившийся в 1901-м, – граф, сын статского советника, покончившего с собой в 1917-м.
В 1919-м Алексей вступил в Добровольческую армию, а в 1920-м эмигрировал.
Сахновский учился в Школе искусств в Брюсселе, но не закончил ее из-за нехватки средств. Зато, зная несколько языков, получил работу переводчика, а потом и чертежника, поскольку увлекся автомобильным дизайном.
Alexis de Sakhnoffsky работал в нескольких кузовных фирмах, в том числе в знаменитом бельгийском ателье Vanden Plas, строившей кузова на шасси самых именитых марок в мире. В 1928-м Сахновский переехал в США. Там он сотрудничал со многими автомобильными компаниями, создал знаменитый заказной кузов купе для Cord L-29.
Поскольку Сахновский тяготел именно к футуристической стилистике, в США он получил прозвище Mr. Dream сar. Он много работал, в частности для знаменитой в свое время компании White, производящей грузовики и автобусы, создавая проекты и прототипы авангардных аэродинамических кузовов.
Знаменитые уже послевоенные умопомрачительные грузовики с алюминиевыми панелями на деревянном каркасе, рекламирующие в США пиво, тоже спроектированы выходцем из России. Именно Сахновскому поручил в 1955-м нарисовать свой второй автомобиль — Tucker Carrioca, Престон Такер — знаменитый предприниматель с авантюрной жилкой. Правда, из проекта ничего не вышло. Дизайном Сахновский занимался практически до кончины в 1964-м.
Захман Тамаркин (он же Моррис Маркин)
Выходец из бедной смоленской семьи Захман Тамаркин отправился в Америку в 1912-м, даже не зная языка. Превратившись там в Морриса Маркина, стал помощником портного, потом портным.
Во время Первой мировой войны Маркин заработал на производстве военной формы столько, что вывез из России братьев и сестер и скупил несколько мелких околоавтомобильных производств.
В 1922-м в Каламазу (штат Мичиган) Маркин основал компанию Checker, а в 1929-м стал и владельцем крупнейшей в стране фирмы такси Yellow Cab. Именно поэтому фирма Checker, в основном, и делала машины для такси – просторные, простые, без стилистических и технических изысков, но очень прочные и надежные. Продажи автомобилей не для такси были минимальными.
В отличие от иных американских компаний, фирму Checker даже после войны отличал консерватизм в дизайне и инженерии. Таксистам изыски были не нужны. Двигатели – бензиновые рядные шестицилиндровые (V8 – опция) тоже годами почти не меняли.
Дизайн модели Checker Superba 1959 года с минимальными изменениями просуществовал четверть века. Что для США было совсем уж удивительно. Помимо седанов в очень небольших количествах выпускали и универсалы, в том числе — необычный восьмидверный 12-местный Aerobus.
Маркин отошел от дел в начале 1960-х, но легендарные седаны – такси, описанные в романе советского эмигранта Владимира Лобаса «Желтые короли», делали до 1982-го (последние версии даже с дизелем), пока время все-таки не победило консерватизм компании. Фирма Checker, прекратив выпуск автомобилей, до 2009 года производила комплектующие для GM. Потом была закрыта.
Борис Луцкий
Бориса Григорьевича Луцкого одни считают гениальным конструктором, стоящим у истоков двигателя внутреннего сгорания, иные – чуть ли не авантюристом. В любом случае вклад в историю автомобиля уроженца Бердянска никто не отрицает.
Окончив реальное училище в России, Луцкий учился в Мюнхенской технической школе и, еще будучи студентом, предложил вариант вертикального бензинового мотора.
С 1887-го Boris Loutzky сотрудничал с разными немецкими компаниями, в 1897-м открыл свое бюро, а двумя годами позже в Берлине - и небольшую фирму по производству маленьких машинок Loutzky. Правда, делали их, видимо, в мизерных количествах. Под маркой Loutzky инженер построил и оригинальный почтовый автомобиль.
Борис Луцкий инициировал в 1901-м заказ Морского ведомства России заводу фирмы Daimler Marienfelde на грузовики, в создании которых принимал активное участие. Некоторые считают Луцкого их главным конструктором. Ведь на машинах, которые дособирали на Ижорском заводе, было написано Loutzky. Потом Луцкий некоторое время сотрудничал с Петербургским заводом Лесснер, но вскоре вернулся в Германию. Данные о второй половине жизни Луцкого туманны. Дата смерти тоже неизвестна.
Петр Шиловский
Статский советник Петр Петрович Шиловский, по образованию юрист, увлекся, тем не менее, техникой и получил патент на «устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел».
Шиловский пытался заинтересовать своими работами, в том числе монорельсовой железной дорогой, российское правительство, но не очень успешно.
Зато в Британии в 1914-м фирма Wolseley построила опытный образец так называемого гирокара конструкции Шиловского. Двухколесная машина с 24-сильным бензиновым мотором имела и отдельный электродвигатель для маховика массой 600 кг. Опытный образец ездил, но дальше дело не пошло. Машину уничтожили в 1948-м.
А Шиловский, вернувшись в Россию, в 1922-м вновь пытался продвинуть идею монорельсовой дороги. Но стране было не до этого. Шиловский вернулся в Великобританию, где и работал еще три десятилетия инженером.
Яков Савчук
Яков Савчук родился на территории нынешней Белоруссии, автомобильному миру известен как великий дизайнер и основатель собственного кузовного ателье Jacques Saoutchik.
Кузовами Савчук занялся, поскольку был классным столяром. Его мастерская в пригороде Парижа делала заказные кузова на шасси разных компаний.
Больше всего фирма Saoutchik прославилась роскошными кузовами для самых дорогих и престижных автомобилей мира, скажем огромным кабриолетом на шасси Mercedes-Benz 680S 1928 года. Кузов для легендарного умопомрачительного 16-цилиндрового Bucciali TAV 1932 тоже делала мастерская Савчука.
Особенно много ателье, понятно, сотрудничало с французскими фирмами. В том числе Delahaye. Уже после войны, в 1948-м, сделали знаменитый футуристический, псевдоаэродинамический, но уж очень эффектный кузов на шасси модели 175S.
Одной из последних работ ателье Савчука стало купе Delahaye 235 (1952 год). В этом году основатель мастерской передал дела младшему брату, но фирма вскоре закрылась, поскольку во Франции, да и в остальной Европе потребность в роскошных и дорогих заказных кузовах резко снизилась.
Фото: из архива автора