Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Когда-то Opel делал задорные машины... — тест 50 лет спустя

Этот Opel GT был одним из самых ярких автомобилей семидесятых.
Полная версия

Люблю старые автомобили давно и верно. Однако сейчас ездить на них далеко не всегда одно удовольствие – создавались они совсем для других скоростей и ритмов, для другой жизни. Но этот пятидесятилетний (1969 года рождения) Opel GT – совсем другое дело. Его не ощущаешь ни олд-, ни даже янгтаймером. Он молод, свеж, мускулист и энергичен, как ритмы рок-групп семидесятых, чьи неумирающие композиции звучат из не очень мощных, но и не хрипящих динамиков в салоне этого купе. А вот и первые такты Highway Star от Deep Purple. Это нам с Опелем как раз подходит!

Опель GT

Звезда автострад

Семидесятые начинались, конечно же, в конце шестидесятых. С новой музыки и новой моды. Раскованной, смелой, порою эпатажной. Если уж расклешенные джинсы, так настолько, что прежде этой материи хватило бы на три пары приличных брюк. Если юбки-мини, то такие, чтобы выше некуда. Если уж автомобиль с кузовом купе…

Европа к тому времени стала уже достаточно зажиточной, чтобы интересоваться не только практичными и вместительными семейными машинами, но и чем-то другим – ярким, неординарным. Машинами, которые просто любят. 

Многие европейцы мечтали тогда о заокеанских автомобилях. А одним из самых вожделенных был, конечно, спортивный Chevrolet Corvette. И в середине 1960‑х руководство концерна GM решило подготовить некий уменьшенный и удешевленный аналог культового купе. 

Opel GT и новый, очень похожий на него Chevrolet Corvette 1968 модельного года вышли на рынок практически одновременно.

Прототип (теперь сказали бы: концепткар) показали на европейских автосалонах еще в 1965 году. Велосипед изобретать никто не собирался – у фирмы Opel были подходящие для небольшой и легкой машины узлы и агрегаты. Под изящным приземистым кузовом с мускулистыми, немного гипертрофированными по моде тех лет крыльями поставили стандартную подвеску массовой модели Kadett: спереди – независимую, на поперечной рессоре, сзади – жесткий мост на продольных рычагах и пружинах. Ничего выдающегося, но в результате получилось очень неплохо!

Задние фонари выполнены в типичном американском стиле тех лет.

Базовый мотор объемом 1,1 литра выдавал 68 сил (это Corvette не просто «для бедных», а «для очень бедных»), а еще был 1,9‑литровый двигатель мощностью 90 л.с. при 5100 об/мин, работающий в паре с механической 4-ступенчатой коробкой передач, – у нас как раз такая машина. Все эти агрегаты были знакомы по модели Kadett, но на легком двухместном купе они заиграли новыми красками. Выпуск Опеля GT начали в 1968‑м – на старте новой эпохи.

Легкая жизнь

Уверен, специальной настройкой выхлопа здесь никто не занимался, – но звучит мотор столь сочно и ярко, что заглушить его может разве что композиция Easy Livin’ команды Uriah Heep, зазвучавшая в салоне, аккурат когда я первый раз отпустил педаль сцепления. Кстати о легкости…

Уже через пару километров стало понятно: автомобиль не только хорошо держит напра­вление на прямых участках, но и задорно, уверенно ведет себя в поворотах. Бесхитростные по конструкции подвеска и рулевое настроены столь грамотно, что вместе с веселым мотором подначивают ехать всё смелее, а порой (сознаюсь!) даже немного хулигански. Благо, загородная провинциальная дорога пуста, а двигатель предельно отзывчив.

Салон решен в спортивном стиле конца 1960‑х. Привод выдвижных фар механический, ручка расположена слева от пепельницы, возле рычага переключения передач.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных драконовскими экологическими требованиями, на 1160 кг полной массы – совсем не мало. Opel GT 1900 достигал 100 км/ч за 11,5 секунды и развивал максимальные 185 км/ч. Вполне сравнимо с характеристиками современных автомобилей среднего класса, с двигателями мощностью 120–125 л.с., но с куда большей массой и худшей аэродинамикой.

А еще этот Opel легко потягается с ними по части обзорности. Поначалу, опускаясь в бесхитростное по форме, но удобное кресло, я ждал от низенькой машины обзорности если не на уровне бронетранспортера, то близкой. Однако низкая линия боковых окон и тоненькие передние стойки позволяют уверенно ездить даже по городу. Крошечные кругленькие наружные зеркалá смешны? Зато изящны! И привыкнуть к ним совсем не сложно.

Разумеется, нет противобуксовочной системы и даже АБС. Высокие шины 165НR/13 по нынешним меркам смешны и, конечно, дают о себе знать в быстрых поворотах большими боковыми уводами и ранними скольжениями.

Тормозá сзади – барабанные, диски – только спереди. Но тот, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения, быстро найдет с этим Опелем общий язык. В него трудно не влюбиться. Он веселый, шустрый и, главное, очень честный: не обещает больше, чем может, но очень старается показать всё лучшее, что умеет.

Приводу коробки передач немного не хватает четкости, но, потренировавшись и освоившись, невольно начинаешь разгоняться, утопив педаль в пол. Только нужно быть готовым грамотно работать тормозами, чьи возможности невелики, и не очень острым с современной точки зрения рулевым управлением – конечно же, без усилителя.

Парировать легкий занос не сложно и даже приятно. Машина недлинная (база всего-то 2431 мм, заметно меньше, чем, например, у Логана), задний свес и вовсе мизерный, а развесовка по осям, похоже, близка к идеальной. Заднюю ось неплохо загружает топливный бак, расположенный там, где у обычных автомобилей – багажник. Так бы и не вылезал из этого задорного, дружелюбного купе! Но своего такого у меня, к сожалению, нет. По крайней мере, пока.

Звездный билет

Покупатели в конце 1960‑х приняли машину благосклонно, хотя она была не только непрактична (всего два места и маленькая полочка за сиденьями в качестве багажника), но и не дешева.

Opel GT 1900 с 90‑сильным мотором стоил в Германии 11 880 марок, притом что аналогичный по агрегатам Opel Kadett Rallye 1900 обходился в 8090 марок. Даже Ford Capri, появившийся в 1969 году как прямой конкурент Опеля и некий аналог заокеанского купе Ford Mustang (так же как Opel GT – аналог купе Chevrolet Corvette), с 2-литровым двигателем такой же мощности, 90‑сильным, стоил 8600 марок.

Купе Opel GT выпускали в 1968–1973 годах с моторами 1.1 (68 л.с.) и 1.9 (90 л.с.). Коробка – механическая 4-ступенчатая или 3-ступенчатый автомат (только с двигателем 1.9). Автомобилей с мотором 1.1 собрали лишь 3573 штуки, а всего изготовили 103 463 экземпляра.

Справедливости ради отмечу, что на родине, в рачительной и бережливой Германии, за дорогими спортивными Опелями очереди не выстраивались. Больше 80% автомобилей шло на экспорт: машина понравилась уже уставшим от своих огромных «дорожных крейсеров» американцам. В США немецкое купе ожидаемо прозвали Baby Corvette и успешно продавали через дилерскую сеть марки Buick. Для американцев, в первую очередь, сделали и модификацию с 3-ступенчатым автоматом, который, думаю, убивал львиную долю достоинств этого Опеля. Но в стране, где мало кто понимал, зачем в некоторых автомобилях ставят «лишнюю» третью педаль, такой был просто необходим.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных экологическими нормами, разгоняют Opel GT до максимальных 185 км/ч.

Судьба Опеля GT складывалась, в целом, очень удачно. Жить бы ему и жить, но вмешались внешние обстоятельства. Собирали купе в немецком Бохуме, а кузовá делали во Франции. Контракт с фирмой, их производившей, закончился в 1973 году, и французы предпочли более выгодные заказы концерна Renault.

За всё время успели продать более 100 тысяч спорткупе – для подобных автомобилей достойный тираж. В общем, Opel GT покинул сцену на взлете карьеры.

А может, оно и к лучшему? Пошли бы какие-нибудь рестайлинги, убивающие гармоничность первоначального облика. Или, того хуже, кому-нибудь пришло бы в голову сделать более практичную четырехместную ­версию. А так Opel GT остался в истории яркой, с неповторимой индивидуальностью звездой, каких много не бывает.

Когда-то Opel делал задорные машины... — тест 50 лет спустя

НОВАЯ ВОЛНА

Рубеж шестидесятых и семидесятых годов прошлого века был примечателен не только ростом интереса к компактным спорткарам с оригинальными спортивными кузовами на базе недорогих серийных машин, но и бумом новой поп- и рок-музыки, расцвет которой пришелся на середину следующего десятилетия. В 1968 году, когда первые покупатели получили свои Опели GT, музыкальные хит-парады возглавляли альбомы Any Day Now Джоан Баэз, Shades of Deep Purple – дебютный диск команды, вскоре ставшей всемирно известной, сингл Suzie Q от Creedence Clearwater Revival и, конечно, White Album группы The Beatles.

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Оскарса Вашко и Андриса Шмитса.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
24.01.2020
Фото: Садков Георгий
Поделиться: