Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Машины Победы: ретротест настоящих фронтовых грузовиков

Кабины трехосных ЗИС‑6 и ГАЗ-ААА тесные. Всё, что надо крутить, нажимать или перемещать, требует твердой и сильной руки. Но, как ни странно, в этом есть некая гармония.
Полная версия
Таких машин сегодня в стране буквально единицы. Ведь они вступили в бой в первые дни и месяцы войны. Автомобили, которые перед нами, подняты буквально из руин, найденных в лесах и болотах. По сути – воссозданы долгим и кропотливым трудом с многомесячным поиском редких деталей, с реставрацией того, что можно отреставрировать и точным изготовлением того, что не сохранилось.
Обе «трехоски» спроектированы в начале 1930‑х – в первую очередь, для Красной армии, хотя в небольших количествах работали они и в народном хозяйстве. Основными
были тогда обычные полуторка ГАЗ-АА и трехтонка ЗИС‑5, которую величали Захаром, – обе родом из американских конструкций конца 1920‑х годов. А серьезному армейскому грузовику нужна была повышенная проходимость и грузоподъемность. Полноприводных машин и в мире было немного. Их справедливо считали слишком сложными и дорогими. Наиболее рациональным выходом было создание машин колесной формулой 6×4 – с двумя ведущими задними мостами. К слову, такими некоторые западные фирмы делали тогда и большие штабные легковые автомобили.
Навевающая тоску динамика, даже если держать педали газа в полу, – тоже своего рода гармония, поскольку машины позволяют исправлять ошибки в рулении и выборе передачи. Правда, все это относится к моей – эдакой развлекательной поездке на порожних машинах. А если автомобиль нагружен под завязку, да на бездорожье? Или надо держать скорость в колонне, объезжать воронки, наконец – уходить от вражеских самолетов? Но даже моя прогулочная поездка дает повод задуматься о фронтовом шоферском труде, взглянуть на него совсем по-другому, нежели после просмотра современных бравурных фильмов про войну, которая была совсем не такой.
ГАЗ чуть порезвее ЗИСа, чуть полегче и в разгоне, и в управлении. К слову, у ГАЗ-ААА на 1 л.с. приходится около 50 кг снаряженной массы, а у ЗИС‑6 – 58 кг. Тормоза на обеих машинах – механические, ни тебе жидкости, ни воздуха – предельно просто и в эксплуатации, и в ремонте. Впрочем, у ЗИС‑6 есть вакуумный усилитель – так называемый бустер, аналогичный тому, что ставили на легковой ЗИС‑101. В устройство, увеличивающее тормозное усилие, поступает воздух из впускного коллектора. Ведь полная масса ЗИСа – более 8 тонн. Особой разницы в торможении, по сравнению с ГАЗ-ААА я не ощутил. Зато обе машины, стоит отпустить педаль газа даже при включенной прямой передаче, теряют ход так, что тормоза временами вообще кажутся необязательным устройством.
Передние бамперы на стандартные ЗИС‑5 и ЗИС‑6 не ставили.
Многие трехосные газовские шасси превращали в топливозаправщики. Наша машина – именно такая. Шины на ГАЗ-ААА – обычные, не очень пригодные для бездорожья.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
09.05.2020
Фото: Кульнев Александр
Поделиться: