Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Первый серийный российский автомобиль: история Руссо-Балта

В основу первой модели Руссо-Балт С24/30 легла конструкция забытой ныне бельгийской компании Fondu.
Полная версия
В 1909 году в Риге из ворот Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) выехал первый автомобиль, который позднее стали называть Руссо-Балтом (в те годы писали, как правило, Руссо-Балтийский или вообще – Russo-Baltique). Он был далеко не первым отечественным автомобилем. Но по сути – первым по-настоящему серийным. Именно на РБВЗ однотипные машины стали изготавливать сериями по несколько десятков штук. И главное – Руссо-Балты практически полностью изготавливали в Российской Империи, на современном заводе, а не собирали из импортных комплектующих.
Шасси Руссо-Балта С24/30 практически копирует бельгийское. Передача – карданная, кстати, применяемая тогда далеко еще не на всех автомобилях. Характерный задний мост – со смещенной влево главной передачей и полуосями разной длины. От моста к поперечине рамы идет реактивная штанга. Также характерная деталь – третья поперечная рессора сзади. Такую конструкцию делали для улучшения плавности хода, особенно на плохих дорогах.
Шасси Мерседеса – другое. Задний мост – симметричный, поперечной рессоры нет. Первый Mercedes с карданной передачей появился, кстати, в 1906 году, одновременно с дебютом Fondu CF 24/30. Причем еще несколько лет немецкая фирма применяла карданные передачи лишь на относительно маломощных моделях. Считали, что для самых мощных цепной привод – предпочтительнее.
Шасси Руссо-Балтов серии С несколько раз модернизировали. На модели С24/40 немного изменили раму, задний мост был уже симметричным. Но заднюю дополнительную поперечную рессору сохранили.
Четырехцилиндровый двигатель Руссо-Балта, как и большинство аналогичных моторов тех лет – из двух блоков. Делали так по технологическим соображениям. При рабочем объеме 4,5 л (105×130 мм) мотор развивал 30 л.с. при 1200 об/мин. Позднее двигатель дважды модернизировали. Установив карбюратор Zenith вместо собственного, мощность повысили до 35 л.с. при 1200 об/мин. А с 1913 года на модели С24/40 мотор развивал 40 л.с. при 1500 об/мин. Тогда же на смену 3-ступенчатой коробке передач пришла 4-ступенчатая.
Создавая первый Руссо-Балт, руководители автомобильного отдела РБВЗ пошли по самому правильному пути. Они не только взяли удачную зарубежную конструкцию, но и привлекли ее автора Жюльена Поттера для адаптации к российским реалиям и возможностям завода. Швейцарец проработал в Риге около трех лет и участвовал не только в модернизации автомобилей серии С, но и в создании следующих моделей.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
24.05.2020
Поделиться: