Москвич-21406 «колхозник»: помните такой?
Июль 1978 года. Очередной Пленум ЦК КПСС ставит задачу: улучшить условия труда и быта сельских тружеников. А что делать автопрому? В частности, АЗЛК?
Новая машина – за несколько месяцев?
Нет, конечно же: такую чепуху могли предлагать только временщики эпохи уродцев типа «Калита» или «Дуэт». А в голове у любого нормального конструктора, а тем более – руководителя, всегда есть запасные варианты, которые при случае можно быстренько пустить в дело, не унижая свое достоинство откровенной показухой. Именно так и появился Москвич – 21406. Отличить его с первого взгляда от 2140 было непросто, однако все изменения были, что называется, «по делу».
Что хотели селяне или Не надо нам вашей электроники!
Сегодня это многим будет непонятно. А вот в те годы многие искренно хотели купить машину безо всякой электроники и прочих непонятных наворотов, с которыми, в случае чего, будет неясно, что делать. Машина, забитая под завязку, обязана ехать по плохим дорогам и не должна при этом нуждаться в каких-то дефицитных деталях и препаратах – это главное. Потому что, в случае чего, чинить ее будут не в Москве, а в ближайшем сарае.
В итоге модель 2140 стали готовить к нелегкому переезду на ПМЖ в глубинку.
Вместо молдингов и побрякушек
У двигателя… снизили мощность! Но не потому, что в колхозах не нужны лошадиные силы, а для того, чтобы мотор прежнего объема в 1478 кубиков мог спокойно потреблять 76-й бензин – вместо дорогого и дефицитного АИ-93. Этого добились путем увеличения объема камеры сгорания за счет изменения формы верхней части поршней. При этом снизили степень сжатия с прежних 8,8 до 7,2. Главный конструктор АЗЛК отмечал, что дефорсированный движок Москвич – 412 ДЭ меньше напряжен, а потому дольше протянет без ремонта.
А где раздобыть 76-й, колхозники быстро соображали. Можно, конечно, и на АЗС, но рядом бегает столько грузовиков, что кто-нибудь, да поделится. И неважно, что максимальный крутящий момент снизился до 10,6 вместо 11,4 кгм.
Поскольку соревнования на экономичность при езде в сельской местности не намечались, Москвичу увеличили клиренс под передней подвеской. Спереди появились усиленные пружины, а сзади – рессоры по 9 листов вместо прежних 6. А чтобы в колее не угробить мотор, установили спереди штампованный поддон, защищающий картер и масляный фильтр.
Зимние для лета
Честно говоря, шины были, мягко говоря, плохие. Испытатели «За рулем», испытывавшие когда-то эту машину, отмечали, что на твердой дороге они очень шумны, быстро изнашиваются, да вдобавок способствуют топливной прожорливости. А на гладком и скользком покрытии они плохо цепляются за него. Но тогда были рады и этому.
Декоративных колпаков «колхозника» лишили: какой уж там глянец в непролазных колеях. Зато для защиты резьбы на шпильках появились глухие гайки. А передние дисковые тормоза заменили на привычные барабанные – и правильно сделали. Обслуживать их проще, ресурс у них высокий, да и от грязи защищены лучше.
Любопытный момент: на заводе в тормозную систему заливали «Неву», как на «жигулях», однако же инструкция допускала использовать распространенную древнюю жидкость БСК! Подход – грамотный: заливайте то, что найдете – машина на это рассчитана.
С третьего раза? Отлично!
Как там писал Жванецкий? Дескать, Фиат заводится на Севере, а Москвич – как раз нет?!
Да, на морозе Москвичи всегда пускались отвратительно. Тем забавнее звучит очередной комментарий научного редактора «За рулем», Бориса Синельникова. Напоминаю: на дворе – 1984 год.
Мотор пустился с третьей (!) попытки, за что удостоился похвалы сурового редактора. Что ж, главное, что пустился.
Зачем нужна задняя проушина?
Заводчане снабдила «колхозника» задней проушиной. И особо подчеркнули: это, мол, не для каких-то прицепов с картошкой, а исключительно для вытаскивания застрявшего автомобиля. И, в качестве подтверждения – необычная комплектация модели 21406: в нее обязательно входил… буксирный трос!
Колхозник без колхоза – а продается ли сегодня? Мне на момент подготовки материала попалось всего одно объявление. Цитирую (орфография сохранена):
Даты жизни: 1978 – 1987
Выпуск «колхозников» прекратили в 1987 году. А колхозы просуществовали до 1992 года, после чего были реорганизованы, приватизированы и т.п.