Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Утильсбор снова повысят. Понятно, что будет с ценами на машины?

Правительство РФ подготовило постановление, которое еще раз поднимет утилизационный сбор для всех основных видов колесного транспорта – от квадроциклов до тягачей. На 25%.
Полная версия

Опять?!

В прошлом году сбор уже подняли более чем вдвое для всех легковушек! Точнее, на 112–145% в зависимости от рабочего объема двигателей. Это совсем не копейки, а сотни тысяч рублей, добавляемых к цене машин!

 В 2020 г. в Федеральный бюджет поступило 369 млрд руб. утилизационных сборов. Правительство РФ планирует, что размер сборов вырастет до 514 млрд руб. к 2023 г. Но если не считать субсидий для производителей, то на прямую поддержку авторынка, то есть обновление автопарка, из этих средств расходуются считаные проценты. В 2021 г. Минпромторг собирается выделить на льготные госпрограммы покупки автомобилей всего 16 млрд руб. 

В этом году повышающие коэффициенты не тронули, но повысили базовую ставку. Предполагается число 20 000 поменять на 25 000 (это для легковых машин, в рублях), а 150 000 – на 187 500 (для грузовиков, спецтехники, прицепов и т. д.)

То есть для всех видов техники утильсбор вырастет на 25%. Когда? В проекте постановления нет ни дат, ни подписей. Но, думается, новые тарифы вступят в силу в этом году.

Зачем?

Утильсбор ввели для компенсации выпадающих доходов при снижении таможенной пошлины на ввозимые автомобили. Но выглядит он скорее как необоснованный способ изъятия денег у населения. Почему так? А потому, что критерий его исчисления как будто высосали из пальца: сбор считают от объема двигателя, причем для 1,1 и 2,0 л тариф идентичен, а мощность машины, масса, топливо, экологический класс не имеют значения. 

Всё было бы не так абсурдно, если бы сбор расходовали действительно на утилизацию чего-нибудь. В реальности связь между сбором и утилизацией не прослеживается. Хуже того, не прослеживается и сама утилизация как крупный сектор промышленности. А то, что называют «госпрограммой утилизации» – просто обмен старых машин на новые с доплатой. Причем и эти старые машины на утилизацию редко попадают.

 Достоверной статистики по утилизации автомобилей в России в открытом доступе нет. По некоторым данным, за все время действия госпрограммы, то есть с 2010 г., на утилизацию сдали менее 1 млн машин, а из них под пресс на самом деле пошли всего несколько сот тысяч. В российских условиях настоящая переработка с соблюдением всех необходимых стандартов убыточна: за проданный на запчасти гаражным умельцам автомобиль можно выручить в три раза больше.

Так что утильсбор в российском исполнении – рычаг регулирования цен на автомобили, наряду с прочими налогами и пошлинами. И нет сомнений, что вслед за сбором чувствительно повысятся и цены на новые автомобили, которые потянут за собой рост цен на относительно молодые «бэушки».

Как менялась доля утильсбора в стоимости автомобиля

В 2014-м каждая проданная в России машина с мотором 1,6 л облагалась сбором, посчитанным так: 20 000 рублей (базовая ставка для машин с двигателями от 1 до 2 л) х 1,34 (повышающий коэффициент) = 26 800 рублей. Сумма заметная, но не пугающая. Ориентир: Лада Гранта летом 2014‑го стоила от 339 000 рублей.

В 2020 году расчет был уже такой: 20 000 рублей х 8,92 = 178 400 рублей. Теперь не кажется странным, что почти все производители в прошлом году поднимали цены чуть не каждый месяц?

Наконец, расчет по новой базовой ставке дает результат 223 000 рублей утилизационного сбора для машин с двигателем объемом от 1,0 до 2,0 литров.

За минимальную Гранту-седан в феврале просили 499 990 рублей. Утильсбор такого размера составит почти 45% ее стоимости! А вот для минимальной Тойоты Camry (от 1 826 500 рублей) доля утильсбора в ее стоимости – 12%.

Что касается двигателей больших объемов, то величины будущего сбора таковы: от 2 до 3 л – 352 тысячи руб­лей, от 3 до 3,5 л – 324 500, свыше 3,5 л – 556 250 рублей.

Субсидируя российские автозаводы с учетом уровня локализации сборки, правительство частично компенсирует их потери от утильсбора. Но не в полной мере, поэтому неизбежен рост цен – и в большей степени для машин, ввози­мых из-за границы, а также с низким уровнем локализации.

 А как правильно?

В ЕС с 2000 г. реализуют программу по утилизации автохлама. Каждый год на переработку через сеть из 14 000 приемно-технических пунктов и более 350 шредерных заводских комплексов идет 6-7 млн автомобилей. Индустрия утилизации обеспечивает поставки б/у запчастей на €780 млн и переработанных материалов (стали, пластика, стекла и др.) на €2 млрд. При этом в странах Евросоюза ежегодно «пропадает» около 4 млн подлежащих утилизации автомобилей.

Фото: depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в

Зиновьев Сергей
09.03.2021
Поделиться: