Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Советский гибридный автобус: заглянули в его родословную

Вагонная компоновка, новаторский дизайн, электрическая трансмиссия — революционный ЗИС появился на свет в 1946 году. Но без заимствований не обошлось.
Полная версия
ЗИС‑154 поражал необычным для нашей страны передовым дизайном: вагон с двумя автоматическими пассажирскими дверями, с большой площадью остекления и даже с изящным декором.
ЗИС‑154 длиной 9500 мм для СССР был небывало вместителен: 34 посадочных места, а общая вместимость – 60 пассажиров. Машина имела революционную заднемоторную компоновку и диковинную электрическую трансмиссию.
Для ЗИС‑154 тоже заимствовали дизайн, да и конструкцию автобусов Yellow Coach, но более поздних – серии Т. Выпуск американских машин этого семейства начали в 1940 году. Во время войны компания Yellow Coach перешла под контроль концерна General Motors и автобусы стали носить марку GMC.
У ЗИС‑154 был предшественник – экспериментальный заднемоторный автобус НАТИ-А 1938 года. Эту машину копировали с передового американского автобуса Yellow Coach, который закупили в США для изучения в НАТИ.
В общих чертах конструкция советского кузова повторяла американский образец марки Yellow Coach, он же – GMC. Хотя в деталях советский и американский кузова немного отличались. Американские машины делали в разных и по длине, и по набору ­агрегатов модификациях.
ЗИС‑154 – первый серийный советский автобус с несущим кузовом. Рамы в привычном понимании – в сборе с агрегатами – самоходной, у него не было. В основе кузова лежало мощное сварное основание. От него вверх шла стальная ферма, на которую и крепили обшивку боковин и крыши.
Двухтактные дизельные двигатели GMC в США в разных версиях ставили на грузовики, автобусы и различную тяжелую технику. На автобусах GMC (Yellow Coach) серии T монтировали не четырехцилиндровые моторы, а их конструктивные аналоги – двухтактные «шестерки» GMC‑6–71. Выпуск аналогичных «шестерок» под маркой ЯАЗ‑206 позднее тоже наладили в СССР.
ЗИС‑154 – первый серийный советский автобус с дизелем. Ранние машины оснащали американскими моторами GMC 4–71 производства компании Detroit Diesel – отделение концерна General Motors. С 1948 года на наши автобусы ставили копию этого агрегата – ЯАЗ‑204. Двухтактный четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 4,65 л развивал 110 л. с. Такой же двигатель, кстати, монтировали и на грузовики ЯАЗ‑200.
Пневматические тормоза ЗИС‑154 – тоже впервые на серийном советском автобусе – заимствовали у американцев. Такую конструкцию тоже опробовали еще на опытном НАТИ-А 1938 года. Аналогичные по конструкции пневматические тормоза стояли и на грузовике ЯАЗ‑200.
Дизель стоял в корме ЗИС‑154 поперечно и работал в паре с генератором постоянного тока. Под полом автобуса размещался электромотор, от которого момент шел к заднему мосту. Эту конструкцию полностью скопировали с Yellow Coach TDE 1940 года. В США машин с электрической трансмиссией в нескольких версиях сделали всего ничего – менее четырех десятков. Большинство автобусов имели обычную трансмиссию.
Трамвай МТВ‑82, производство которого в Москве начали в 1947‑м, тоже имел кузов, унифицированный с ЗИС‑154.
Дальний родственник ЗИС‑154 – первый послевоенный (1946 года) троллейбус тушинского завода – МТБ‑82. Его кузов максимально унифицировали с автобусным по конструкции и стилистике.
  • Откуда ведет свою биографию ЗИЛ-130? Все подробности об его американских родственниках здесь.
  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
23.03.2021
Поделиться: