Аварии с неисправными авто: изучили статистику за 6 лет
Шум вокруг техосмотра — с чего все началось?
14 марта 2016 года во время заседания президиума Госсовета, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила: «Необходимо модернизировать систему проведения технического осмотра путем формирования государственной политики в отношении процедур его проведения и принятия мер, обеспечивающих контроль и государственный надзор за организацией его проведения, исключающий фальсификацию результата, потому что за каждым водителем – люди, их жизни».
Поручение модернизировать систему техосмотра вошло в перечень поручений по итогам Госсовета, и вот сейчас мы наблюдаем кульминацию исполнения сказанного. В качестве основного и центрального аргумента для принятия такого решения была взята статистика ГИБДД, согласно которой наблюдался чудовищный рост аварий по причине неисправности автомобилей.
Статистика Госавтоинспекции: как они считают
На сайте ГИБДД написано черным по белому, что эти данные показывают количество аварий «из-за эксплуатации неисправных транспортных средств». В действительности же это статистика аварий, в которых одно из транспортных средств имело неисправности. Иными словами, неисправность одного из ТС была сопутствующим аварии фактором, а не причиной. При разборе аварии инспекторами были зафиксированы неисправности одного из транспортных средств, но никакой причинно-следственной связи между состоянием ТС и произошедшей аварией нет!
Вот список самых распространенных неисправностей, которые были зафиксированы после ДТП. Оцените степень их влияния на аварию и ее тяжесть.
Тип неисправности
Доля в общем количестве
Несогласованные изменения в конструкции по сравнению с серийными транспортными средствами
22,3%
Установка на одну ось автомобиля шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора, а также установка ошипованных и неошипованных шин одновременно
20,6%
Несоответствие коэффициента светопропускания стекол нормативным значениям
15,2%
Неисправность внешних световых приборов
14,0%
Могут, к примеру, разные шины на одной оси стать причиной аварии? Могут! Но могут ими и не быть, если водитель откровенно «проспал» опасный поворот и поздно начал выруливать.
Более того, эти «неисправности» выявляются у всех участников ДТП, в том числе и невиновных. Если водитель на глубоко тонированной Ладе ехал по своей полосе и никого не трогал, а в него со встречки прилетел полностью соответствующий техническому регламенту Таможенного союза Mercedes, то водитель Лады, будучи абсолютно невиновным, появится в этой статистике «аварии из-за неисправности».
При этом никто не анализирует результаты рассмотрения дел по дорожным происшествиям, равно как и не разбирается в настоящих причинах аварий, установленных автотехнической экспертизой.
Чем беднее становятся люди, тем больше будет участвовать в авариях ТС с сопутствующим фактором – разного рода неисправностями. А значит, статистика будет еще страшнее, хотя и не будет отражать истинного положения вещей. Потому что инспектор отмечает состояние дороги, освещение, время суток, дорожные знаки и, в том числе, состояние автомобилей участников ДТП – без определения виновности каждого из них.
Год
Количество ДТП
Прирост
2015
2553
30,30%
2016
5394
111,28%
2017
6455
19,67%
2018
6221
– 3,63%
2019
6734
8,25%
2020
7658
13,72%
Формулировка виновата?
Кто именно использовал термин «из-за» в статистике ГИБДД? Неизвестно. Но именно эта абсолютно неверная и искажающая реальность формулировка позволила сторонникам техосмотра много лет рассказывать с высоких трибун, что «из-за» неисправных машин гибнет больше 1000 человек каждый год и срочно надо реформировать техосмотр. И у них получилось.
Как в том анекдоте: все умершие ели огурцы, значит огурцы смертельно опасны. Правда, здесь цена не огуречная: 200 миллиардов рублей в год из кармана рядовых автомобилистов, которые мы с вами отдадим либо официально, либо не очень за процедуру техосмотра, необходимость и ценность которого стремится к нулю.
А как на Западе?
В России регулярный техосмотр воспринимается как данность, но на самом деле некоторые страны прекрасно обходятся без этого.
В большинстве регионов Австралии техосмотр требуется только для перерегистрации или продажи автомобиля, после его переоборудования (например, установки нового двигателя), а также если соответствующее предписание выпишет дорожная полиция.
Схожие нормы действуют в нескольких штатах США, а, например, на Аляске или в Арканзасе нет вовсе никаких обязательных требований к эксплуатационному состоянию транспортных средств.
В странах ЕС пригодность транспортных средств к эксплуатации регулируют 450 принятых на национальном уровне документов, конкретизирующих положения трех общеевропейских директив. Легковые автомобили обычно проходят первый техосмотр через 3-4 года после первичной постановки на учет, затем периодичность процедуры сокращается до одного раза в 1-2 года.
Техосмотром помимо государственных структур могут заниматься частные автосервисные центры, причем в некоторых странах для этого даже не нужна отдельная лицензия — достаточно располагать необходимым оборудованием. Всего в Европе действует 110 000 линий технического осмотра автомобилей, в год на них проводится 132 млн процедур. Средняя стоимость варьируется в диапазоне от €50 до €150.