Опережая ураган: установлены новые рекорды на Байкале
Соль? Нет, лед!
Американцы ставят рекорды скорости на соленых озерах. Например, на фестивале Bonneville Speed Week. В 60-х годах в СССР на соляном озере Баскунчак организовали 20-километровую кольцевую трассу (и 13-километровый прямой отрезок) для установления всесоюзных рекордов скорости. За три года установили 29. Но в связи с увеличением добычи соли (сегодня почти 80% соли в России — с этого озера) и ухудшением гидрогеологической обстановки трассу закрыли.
Однако у нас есть другая уникальная природная площадка – озеро Байкал с площадью как у Бельгии или Нидерландов. Зимой озеро превращается в самый большой в мире каток.
Правда, ездить по неподготовленному льду со скоростью 300 км/ч (и более) смертельно опасно. Чтобы подготовить трассу, энтузиасты вместе с ледовыми капитанами исследуют покрытие и проводят «черновую» разметку (длиной до 15 км), выбирают и подготавливают два-три дублирующих спецучастка на случай появления трещин на основной трассе, при помощи геодезистов окончательно размечают трассу. Лагерь участников заездов и зрителей разбивают тут же, в Малом море, неподалеку от Хужира на острове Ольхон. Здесь меньше волнение, и лед замерзает наиболее равномерно.
Газуй и все?
Основных дисциплин две – старт с места и старт с хода на мерном километре. Трасса длиной больше 13 км требуется потому, что байкальский лед считается самым скользким в мире, и, чтобы остановиться с 300 км/ч, нужны несколько километров. И тем более – чтобы разогнаться до такой скорости. Для чистоты эксперимента заезды проводятся в две стороны.
Думаете, что сложного-то? Трасса прямая, знай жми на педали? Большая ошибка! Чтобы удержать автомобиль, требуется постоянная корректирующая работа рулем. Небольшая ошибка – и машина улетит далеко в сторону. В прошлом году так утащило на 142 метра от трассы Jaguar F-Pace.
Вносит коррективы и природа – байкальский ветер с непредсказуемым характером, солнце, подводные течения. Трассу постоянно приходится поправлять, убирая снежные переметы, заливая и выравнивая трещины. Иначе риск слишком велик. Впрочем, он и так не мал.
В «Днях скорости» могут участвовать и специально подготовленные транспортные средства, со спортивной омологацией – в группе А. Но основное внимание – к группе Б, серийным машинам, которые должны быть заправлены стандартном топливом и маслами, и быть – внимание — на обычных, не спортивных, шинах.
Официальный партнер фестиваля – Continental. Участие в таком мероприятии для германских шинников не только престижно. Здесь они добывают уникальную информацию о поведении зимних шин на естественном льду.
Моторные масла и охлаждающую жидкость для машин, участвовавших в «Днях скорости», предоставила компания SINTEC Lubricants. Специалисты из Обнинска организовали на Байкале походную лабораторию, чтобы оперативно получать данные о том, как ведут себя их масла и антифризы в экстремальных условиях.
Lamborghini, Ford, Porsche…
Самыми зрелищными в этом году стали заезды «папы» фестиваля, 18-кратного рекордсмена Андрея Леонтьева, который разогнался на тренировках на Lamborghini Urus до 300 км/ч. Когда пришло время квалификационных заездов, пригрело солнце, лед «поплыл» — и в зачет пошли 298 км/ч. И все равно для SUV это очень круто, так как спортивный Jaguar F-Type R под управлением 8-кратного рекордсмена Максима Леонова развил лишь на 1 км/ч больше. Кстати, Леонтьев в этом году побил собственный рекорд, установленный в 2019 году на Jeep Grand Cherokee TrackHawk, тогда было 280 км/ч.
Эффектно выглядели и заезды Илоны Накутис на громадном грузовике Ford F-Max. Максимальная скорость на мерном километре кажется невысокой только на бумаге – 130 км/ч. Но попробуйте разогнать 8-тонную лобастую махину на голом льду до такой скорости, удержать в пределах узенькой трассы и потом остановить. И так – несколько раз. На тренировках грузовик под управлением Илоны развивал больше 140 км/ч и оттормаживался со скорости 80 км/ч за 170 метров. Ford F-Max также был «обут» в Continental. Это свежая модель для грузовиков от немецких шинников, ориентированная на зиму. Она так и называется — Scandinavia.
Изюминкой фестиваля в этом году стали 24-часовые заезды трех Porsche Macan под управлением девяти пилотов по кольцевой 12-километровой трассе. Каждый пилот проводил за рулем почти час на максимальной для этих условий скорости. Средняя скорость оказалась 103 км/ч! На «Маканах» стояли шины Continental Ice Contact 2 и Ice Contact 3. Среди особенностей этих шин – двухсторонний протектор, для езды по снегу и льду соответственно (у Ice Contact 2) и два вида шипов, для разгонов-торможений и лучшего сцепления на виражах (Ice Contact 3). Примечательно, что автомобиль №3 был оборудован шинами Continental IceContact 3 и оказался самым быстрым в заезде.