Какой срок хранения у бензина?
Главная характеристика бензина – октановое число (ОЧ). Именно его мы называем, когда просим заправить машину 95‑м или 92‑м бензином. Но вы наверняка слышали разговоры о том, что российские октановые числа сильно уступают американским, а потому бензин, который мы называем АИ‑95, за океаном считается всего лишь 91‑м. Так ли это на самом деле?
Краткий ответ: нет. А путаница возникла вследствие разной трактовки всё того же октанового числа.
О чем говорит октановое число?
ОЧ характеризует детонационную стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению под действием волны давления, образующейся в камере сгорания при горении топлива. ОЧ определяют по интенсивности детонации исследуемого топлива в сравнении с эталонным, имеющим фиксированное октановое число. Которое получают при смешивании двух эталонных углеводородов – n‑гептана (ОЧ=0) и изооктана (ОЧ=100).
Величина ОЧ зависит от способа его измерения. В основном для этого применяют одноцилиндровые установки испытаний топлива (УИТ) с переменной степенью сжатия. В зависимости от режима работы УИТ определяют два октановых числа – исследовательское ОЧИ и моторное ОЧМ.
При определении ОЧИ обороты коленчатого вала составляют 600 об/мин, а для ОЧМ – 900 об/мин. При замерах ОЧМ используют подогрев смеси перед двигателем. ОЧМ лучше характеризует детонационную стойкость топлива при работе на максимальной мощности и при напряженном тепловом режиме (шоссейный цикл). ОЧИ больше говорит о поведении бензина при частичной нагрузке и меньших температурах (городской цикл).
Цифры, которые мы видим на российских АЗС, соответствуют ОЧИ бензина – для потребителя иная информация не требуется.
А зачем нужно дорожное число?
Профессиональные двигателисты и нефтяники используют еще один «октановый» термин. Ведь оба метода – и моторный, и исследовательский – определяют детонационную стойкость только на постоянных режимах работы двигателя. Но в реальной жизни не менее важен режим разгона.
При повышении частоты вращения коленчатого вала легкоиспаряющиеся фракции топлива поступают в камеру сгорания раньше тяжелых углеводородов, а потому инженеру важно представлять октановое число именно с привязкой к легким фракциям. Такую проверку проводят в процессе дорожных испытаний автомобиля в городских условиях, а полученное октановое число называют дорожным – ДОЧ. Величина дорожного ОЧ обычно находится посредине между ОЧИ и ОЧМ.
Чей октан больше – наш или американский?
В США октановое число AKI (anti-knock index) определяют как среднее арифметическое между вышеупомянутыми ОЧИ и ОЧМ. И если в американской инструкции к автомобилю указан, например, 91‑й бензин, то в России заливать в него нужно как раз АИ‑95! Примерные соотношения между нашими и американскими октановыми числами выглядят так:
Чувствительные бензины
Любопытный параметр бензинов называется «Чувствительность» (англ. sensitivity). Он напрямую связан с октановыми числами, потому что чувствительность – это разница между ОЧИ и ОЧМ. Чем она меньше, тем выше универсальность топлива по детонационной стойкости при любых условиях эксплуатации. Любопытно, что по универсальности древний АИ‑80 превосходит как АИ‑95, так и АИ‑98.
Чувствительность основных отечественных бензинов
ОЧМ
ОЧИ
Чувствительность
АИ-80
76
80
4
АИ-92
83
92
9
АИ-95
85
95
10
АИ-98
88
98
10
У вас бензин свежий?
Цены на топливо, к сожалению, растут, а потому желание купить его про запас понятно. Однако современные бензины утрачивают исходные качества даже быстрее, чем их предшественники, в которых применялся тетраэтилсвинец.
Согласно действующему стандарту гарантийный срок хранения бензинов – 1 год со дня изготовления. Разделения по октановым числам и по климатическим зонам при этом нет. Так что АИ‑95, налитый в канистру, через год имеет полное право потерять характеристики.
Кстати, лет сорок лет назад справочники сообщали, что срок хранения бензинов от 93‑го до 98‑го составляет 24 месяца для северной зоны, 18 – для средней и всего 6 месяцев – для южной.
Нужны ли моющие присадки?
Наличие новомодных моющих присадок в фирменных бензинах типа Ultimate или V‑Power стандартами не оговаривается. В любом современном бензине уже предусмотрены добавки, препятствующие росту отложений. Однако практика показывает, что бензины с дополнительно заявленными моющими способностями имеют преимущества перед «обычными».
Эффективность моющих бензинов во многом зависит от типа двигателя. Максимальна она при распределенном впрыске топлива – чистятся форсунки, впускные клапаны, камера сгорания и так далее. А вот у двигателей с непосредственным впрыском моющие присадки помогают поддерживать в чистоте форсунки и камеры сгорания, но очистить впускные клапаны они не могут.