Мерседесы, которые медленнее Жигулей. И поэтому в цене
Прародители Е-класса
В 1967-1976 гг. на рынок вышло семейство W114/W115 — первая массовая модель легковых Мерседесов и прародитель Е-класса. W115 оснащался четырехцилиндровыми моторами, W114 – «шестерками». Был и дизель — Mercedes-Benz 200 D (1970 года).
Между ЗАЗ-968 и ВАЗ-2101
Мощность двухлитрового мотора Mercedes-Benz 200D составляла (смешно теперь сказать!) 55 л.с. Чуть больше, чем у «ушастого» Запорожца, и меньше, чем у «копейки». Правда, двигатель выдавал 115 Н.м момента, причем при 2400 об/мин. По тем временам вполне прилично.
Коробка передач — обычная четырехступенчатая механическая.
Рекордсмен экономичности («ел» и тепловозную солярку)
Удивительно, но в 1970-м такой слабосильный Мерседес стоил аж на 420 немецких марок дороже бензинового двухлитрового аналога с мотором в 95 сил. А 420 марок в то время было совсем не мало. За что переплачивали?
Прежде всего, за экономичность. Паспортный расход топлива бензиновой машины — 13,5 л на сотню, дизельной — 9,5 л. Причем очевидцы рассказывали, что на пустом шоссе Мерседес укладывался и в пять литров.
Пик продаж Mercedes-Benz 200D пришелся на 1975-й — сразу после всемирного нефтяного кризиса и, соответственно, повышения цен на топливо.
Потрясающе надежный (мечта таксиста)
Мотор считали чуть ли не вечным. Говорят, немецкие таксисты наезжали под миллион километров. Таксисты, кстати, и были главными потребителями таких Мерседесов. Но покупали их и расчетливые бюргеры. Всего за время производства таких Мерседесов продали почти 340 тысяч.
Комфортный и просторный
На мягком заднем сиденье сидится неплохо. Диван комфортный, расстояние до спинок передних кресел — приличное. Ощущения примерно, как в 24-й Волге (машины очень близки по размерам).
А багажник седана даже по нынешним временам кажется огромным. Справа в нише — запаска.
Бензобак здесь как у Волги или Москвичей, под полом. На следующей модели бак, ради безопасности при ударе сзади, переместили вперед, к спинке сиденья. А запаску убрали в нишу под пол. Но и в этом варианте все выглядит достойно.
Одна из забавных особенностей этого Мерседеса – расположение горловины бензобака. Она ни слева, ни справа, а сзади – возле номерного знака.
Ножной ручник и зеркало на заказ
Комбинация приборов по расположению и назначению циферблатов вызывает ассоциации с нашей Волгой ГАЗ-3102. Рычаг переключения передач находится на полу. На ранних машинах он был на руле, как в 21-й Волге.
А вот стояночный тормоз здесь – ножник на американский манер. Включается он педалью под левую ногу, а выключается неприметной ручкой на панели приборов.
Очень удобны оригинальные крутилки, которыми открывают и закрывают передние форточки и простенькие, но надежные рычажки заслонок боковых дефлекторов системы вентиляции.
Управление стеклоочистителями совмещено на одном рычаге с указателями поворотов. Фирменная мерседесовская фишка – страсть к таким совмещенным конструкциям – существовала уже тогда.
Обогрев заднего стекла и даже наружное правое зеркало шли как опции. Подголовники на ранних автомобилях были только передние и тоже на заказ.
Кстати, на первых машинах даже ремни безопасности были неинерционные.
Не привык – не заведешь
После поворота ключа вытягиваем рычажок подогрева свечей. Когда загорелся символ на панели, включаем стартер.
И чтобы заглушить двигатель, поворота ключа мало. До конца нажимаем тот же рычажок, которым включали свечи, тем самым перекрываем подачу топлива – и мотор перестает работать.
Сзади что, прицеп?
Причем килограммов на 500-700. Это первое ощущение, которое возникает на ходу. Конечно, никакого прицепа за тобой нет – просто слабенькому дизелю тяжело везти большой автомобиль.
Крутить 55-сильный мотор бесполезно. Тяга – внизу. Но тахометра в машине нет. Отчасти его заменяет датчик давления масла. Обороты должны быть такие, чтобы давление колебалось между двумя с половиной – тремя атмосферами.
Кстати, устроен этот датчик проще некуда – тоненькая трубка подходит прямо к панели приборов.
Впрочем, если вовремя переключать передачи (а делать это просто и удобно), ни с кем не соревноваться и не нервничать, то ехать на машине комфортно и приятно.
И тормоза у Мерседеса прекрасные! Вот уж на чем немцы никогда не экономили. Механизмы дисковые и спереди и сзади. Топовой мотор этого семейства развивал 185 л.с. – но и ему таких тормозов хватало.
Подвески – полностью независимые
На зависть конкурентам из 70-х. Спереди — треугольные рычаги и шаровые опоры. Сзади – тоже пружины и то, что немцы любили называть «качающиеся полуоси». Настроены подвески на комфорт.
Разогнаться до сотни? Подождите минуточку…
Руль без усилителя и остротой реакций не блещет. Но по тем временам это норма для солидного седана.
По паспорту машина развивает максималку 130 км/ч. Не знаю уж, сколько времени понадобится, чтобы ее набрать. Крейсерская скорость на шоссе, километров 90, от силы 100. Дальше автомобиль разгоняться не хочет.
Паспортный разгон до сотни (смешно сказать!) – 31 секунда. Кстати, существовала и версия с автоматом. У нее паспортная максималка 125 км/ч, а разгон (не падайте!) – 33,5 секунды! Правда, такие машины покупали плохо. Переплачивать за автомат с 55-сильным мотором желающих было немного.
Часть легенды
Вот такой Мерседес семидесятых – эпохи настоящего, а не компьютерного кино и энергетики хард-рока. Он тоже настоящий: честный и… вечный. Как то кино и та музыка.
Хотя, конечно, нервные и даже агрессивные ритмы современной жизни не для этой машины.