Советская «трехтонка»: заглянули в ее родословную
Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, выяснил эксперт «За рулем».
Полная версияВнешне ЗИС‑5 незамысловат: с простой по форме кабиной и характерным двухсекционным ветровым стеклом. Автомобили времен войны с индексом ЗИС‑5В оснащали еще более простой кабиной, часто — дверями с обшивкой деревянными рейками и крыльями без округлостей, а часть машин выпустили с одной (левой) фарой. Первый предшественник ЗИС‑5, грузовик АМО‑2, был точной копией американского автомобиля Autocar Dispatch SA 1929 года, на который СССР купил за океаном лицензию. В 1930–1931 годах собрали 1710 грузовиков АМО‑2 из американских деталей. С 1931 по 1933 год сделали около 36 тысяч АМО‑3 – идентичных по конструкции, но уже полностью из отечественных комплектующих. ЗИС‑5 оснащали четырехступенчатой коробкой передач (5,95/2,84/1,76/1,00) с валами на шариковых подшипниках. Американская коробка передач фирмы David Brown отличалась от советской на ЗИС‑5 роликовыми подшипниками и иными передаточными числами: 6,59/3,75/1,84/1,00. Двигатель ЗИС‑5 – рядный, 6‑цилиндровый, рабочим объемом 5,6 л (101,6×114,3 мм), со степенью сжатия 4.7. Он развивал 73 л.с. при 2300 об/мин. Мотор стал родоначальником множества модификаций, которые делали вплоть до конца 1980‑х. В основе советского двигателя – американский Hercules WXB, стоявший на Автокаре. Американские производители грузовиков основные агрегаты покупали у специализированных фирм, и Hercules была одной из самых именитых. Простое в обслуживании и ремонте сцепление ЗИС‑5 включало два ведущих чугунных и два стальных ведомых диска. Сцепление Автокара и АМО‑2 было немного иным: три ведущих и два ведомых диска. ЗИС‑5 оснащали простыми тормозами с механическим приводом. Часть предвоенных автомобилей и выпущенные во время войны вообще комплектовали лишь задними тормозами. Считали, что для советских условий эксплуатации и скоростей тех лет механики без усилителя достаточно. На Автокаре, АМО‑2 и АМО‑3 передние тормоза имели гидравлический привод. Опыт показал, что советская промышленность не обеспечивает должного качества деталей для гидропривода, а эксплуатационники не справлялись с обслуживанием и ремонтом более сложных тормозов. - Наш ПАЗ‑672 и все его предки — тут.
- Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
- Как появился на свет ярославский грузовик ЯАЗ‑200, узнайте по этой ссылке.
- Подлинная история грузовика ЗИЛ‑130 — здесь.
- Родословная ГАЗ‑51 — тут.
Подпишитесь на «За рулем» в