Подержанный или новый автомобиль брать сегодня? — ответ не так очевиден!
По данным агентства «Автостат», в России на каждый новый приобретенный автомобиль приходится 3-4 подержанных. За первые пять месяцев года продажи новых машин выросли на 38,7%, до 658 тыс., подержанных — на 28,3%, до 2,26 млн (соотношение 1 к 3,4).
Что покупают на вторичке?
В структуре продаж на вторичном рынке 90% приходится на массовый сегмент и 10% — на премиальный. Безусловный лидер в эконом-классе — продукция АВТОВАЗа.
Таблица 1. Топ-10 марок по продажам в массовом сегменте на вторичном рынке РФ (январь-май 2021)
Источник: AUTOSTAT-RADAR, 2021
В премиум-классе наибольшим спросом пользуются автомобили Mercedes-Benz.
Таблица 2. Топ-10 марок по продажам в премиальном сегменте на вторичном рынке РФ (январь-май 2021)
Источник: AUTOSTAT-RADAR, 2021
Цены — вверх
По подсчетам того же агентства, с 2014 года автомобили с пробегом подорожали на 66%. А в категории «не старше 7 лет» — и вовсе на 132%, то есть почти в два с половиной раза (!) — с 626 941 до 1 456 003 руб.
В ценовом ралли сыграли роль и девальвация рубля, и проблемы с поставками из-за коронавирусных ограничений, и дополнительные регуляторные препоны для ввоза подержанных автомобилей из-за рубежа.
Но не менее важный фактор — ряд объективных преимуществ при покупке на вторичке: тут шире выбор, за сопоставимые деньги вместо нового автомобиля массового сегмента можно отхватить вариант выше классом и с более богатым оснащением, да и обслуживание проверенной временем машины часто выходит дешевле.
Разумеется, есть и подводные камни в виде юридических рисков, скрытых неисправностей, скрученного пробега.
В целом по сравнению с новыми отечественными моделями многие видавшие виды иномарки дадут фору по части комфорта, безопасности и технической надежности.
С пробегом надежнее?
Немало автолюбителей за границей, да и у нас, уверены, что новые машины намеренно выпускаются с таким расчетом, чтобы они через определенный промежуток времени сломались. Тем самым владельцев якобы принуждают обращаться в сервисные центры и тратить деньги на ремонт или приобретать автомобиль на замену.
В интернете гуляет история, что президент General Motors в 1920-е придумал искусственно стимулировать продажи новых моделей, внося постоянные изменения в конструкцию и дизайн, делающие и близко не исчерпавшие свой ресурс автомобили «устаревшими» в глазах владельцев.
Стройная и популярная теория, это же очевидно — для чего пичкать машину бесчисленной электроникой и замысловатыми инженерными приблудами? Для того, чтобы они постоянно ломались! В результате можно либо бесконечно наживаться на сертифицированных ремонтах многочисленных поломок авторизованными запчастями, либо продавать машины следующего поколения — разумеется, внося в них еще больше электроники, и так по кругу.
Казалось бы, так оно и есть. Раньше, уверены многие, делали на века (не говоря о том, что тогда и трава была зеленее), а теперь клепают пластиковые ведра — гаджеты на колесах. Правда, есть нюанс. Если верить американской статистике, нынешние машины эксплуатационно гораздо надежнее. В 1960-х средний возраст автопарка составлял чуть больше 5 лет, а сейчас — 12!
В любом случае, для того чтобы купить надежную машину, вовсе не нужно рыскать среди ретромоделей: подойдут и современные автомобили с пробегом, надежность которых подтверждает авторитетный рейтинг немецкой организации по техническому контролю TÜV. По их данным, после трех-пяти лет эксплуатации доля отказов у самых надежных подержанных машин, к которым относятся Mercedes-Benz, Porsche и Opel, не превышает 1,7-4,6%.
Таблица 3. Топ-5 моделей по надежности в возрастной категории до 3-х лет
Источник: TÜV, 2020
Таблица 4. Топ-5 моделей по надежности в возрастной категории до пяти лет
Источник: TÜV, 2020
Вторичка бывает разная
На вторичке, конечно, можно и сегодня попасть на проблемные машины, если идти на рынок. Но в последние годы марки начали развивать продажу автомобилей с пробегом «от себя».
Есть, скажем, вариант MB Certified (можно поизучать детали на cars.mercedes-benz.ru). Это автомобили с пробегом, которые не отличаются по качеству и надежности от новых Мерседесов, потому что к ним предъявляются особые требования при технической проверке.
Дилер три-четыре часа проверяет один автомобиль и обычно не берет к реализации машины старше трех лет и точно не берет побывавшие в ДТП, которые повлияли на геометрию кузова. Потом на машины оформляется сертификат на год постгарантийного обслуживания, а все детали про автомобиль (количество владельцев, история обслуживания, ДТП, обременения, служба в такси…) отражаются на витрине.
Не будем забывать, что все это заложено в финальную цену для вас. Но зато покупать спокойнее.
Фото: Depositphotos