Бустер, пауэр-банк, jump starter — что поможет завестись без АКБ?
Коробочки с короткими проводами-крокодилами, способные завести двигатель при подсевшей АКБ, появились лет десять назад. Стали привычными иностранные термины на упаковках: booster, jump starter, power bank. Но водители их обычно величают пускачами.
Главный недостаток всех пускачей – высокая стоимость. Встречаются пятизначные ценники! За такие деньги проще купить новую батарею, а то и несколько.
И всё же очередную экспертизу мы посвятили именно пускачам. Причин тому достаточно.
Чем пускач лучше новой АКБ?
Действительно, цены взбесились. Поэтому мы купили пару пускачей в Китае, через интернет, включая прибор всего за 3000 рублей. А в городских магазинах запчастей купили бустеры тех брендов, которые не встречались в испытаниях «За рулем» ранее – итого собралось шесть устройств.
В любом случае, пускач и новая АКБ – не конкуренты друг другу. Если ваша батарея разрядилась где-то вдали от магазинов и сервисов, то что толку мечтать о ее замене? Постоянно возить в багажнике запасную АКБ совсем уж глупо. То ли дело малогабаритный пускач – эдакий «джинн из кувшина», палочка-выручалочка на крайний случай. Мы же не спешим менять смартфон лишь потому, что старый разрядился – та же ситуация и с батареей, которая после подзарядки еще послужит. А бустер, как правило, имеет дополнительные таланты – от фонарика до подзарядки телефонов и планшетов.
Пускач — это аккумулятор или конденсатор?
«Волшебные коробочки» бывают двух типов – аккумуляторные и конденсаторные. Внутри аккумуляторных обычно находятся литиевые батареи – химические источники тока, плюсы и минусы которых хорошо известны любому пользователю смартфона. Их надо держать заряженными. Такие пускачи занимают львиную часть рынка. А вот конденсаторных – раз, два и обчелся, хотя конденсаторы во многом лучше!
Конденсаторные пускачи могут выдавать более значительный ток благодаря низкому внутреннему сопротивлению. В отличие от литиевых собратьев, случаев возгорания таких устройств не зафиксировано. Конденсаторный бустер обычно хранится разряженным: саморазряд никто не отменял. Перед использованием его нужно зарядить – например, от соседской машины (это займет пару минут) или от USB (но это долго).
Само собой, при наличии другой машины легче протянуть к ней пусковые провода, однако есть и способ вытащить себя самого за волосы – подобно барону Мюнхгаузену. Конденсаторный пускач может зарядиться от своей, изрядно подсаженной, батареи. Даже в таком состоянии на ее клеммах обычно присутствует напряжение, которого хватает для подзарядки небольшим током, значительно уступающим по величине стартерному. Более того, обычно внутри таких пускачей стоит электронный блок, который позволяет зарядиться даже от 5 В!
В то же время практика показывает, что на морозе характеристики конденсаторных пускачей ухудшаются, также как и у аккумуляторов. И стоимость их высока: надо полагать, что даже в Китае не сыскать недорогих конденсаторов большой емкости.
Что и как испытывали
Ситуацию сымитировали самую сложную: способна ли коробочка пустить ДВС при полном отсутствии штатной батареи? Некоторые инструкции запрещают такое, но мы все-таки попробовали проделать это с редакционным седаном Chevrolet Aveo.
Сначала мы испытали устройства в лаборатории, проверяя пусковые характеристики с помощью нагрузочного тестера Forsage 8309 и нагрузочной вилки с током 200 А. Уже на этом этапе ряды испытуемых поредели: симпатичная красная коробочка Telwin Drive Mini 12V 829653 на глазах утратила стройные черты. При смешном для пускового устройства токе в 50 А литий-полимерный аккумулятор раздулся и отказался работать. С другой стороны, чего хотеть от устройства, которое размером меньше некоторых смартфонов?