До 1 млн рублей — вот сколько мы переплачиваем за новый автомобиль
Цена устанавливается в точке равновесия между предложением и платежеспособным спросом. (с)
Закон экономики
Власти активно реагируют, когда внезапно повышаются цены на сахар, крупу и масло. Иногда вводят сдерживающие меры, особенно перед выборами. Проку от них немного – цены всё равно рано или поздно вырастут. Но, по крайней мере, продавцы крупы не навязывают наборы из мерной ложечки, сита для промывки и мышеловки.
А вот цены на автомобили и дополнительное оборудование государство совершенно не интересуют. И дилеры с момента появления дилеров в России, не стесняясь, продают коврики и защиту картера по цене в несколько раз выше рыночной. Но такого беспредела, как в этом году, мы ещё не видели. Купить популярную модель без некой доплаты в 10–25% к её стоимости почти невозможно. Понятие «скидка» фактически кануло в Лету – не ожидается даже изобилия традиционных акций по случаю конца года.
Не корысти ради
Минимум претензий к дилерам Лады – вазовские машины в большинстве продавали без дополнительных условий и накруток. Тем не менее, осенняя акция АВТОВАЗа «Гарантия рекомендованной розничной цены» всё равно вызывает уважение, хотя коснулась только части покупателей.
А больше всего жалоб – на дилеров корейских марок. Видимо, потому, что у этих брендов численно больше клиентов. Но возможность нарастить ценник используют продавцы всех популярных марок.
Если не считать человеческой жадности, основных причин происходящего две. Первая – оживление экономики после провального 2020 года. Вторая – дефицит новых машин, вызванный нехваткой электронных компонентов на конвейерах. Хотя по ассортименту автосалонов этого не сказать – по логике, должно не хватать машин именно в самых дорогих, нашпигованных электроникой комплектациях. А они есть.
Телефонные беседы с менеджерами дают идентичные результаты. Доступны любые массовые модели, кроме базовых комплектаций – их надо долго ждать. Сколько именно? Позвоните через месяц-другой, заводы сейчас их не выпускают. А лучше купите сегодня то, что есть.
Так, Polo за 999 900 рублей, указанные на сайте российского представительства Volkswagen, вы нигде не найдете. Теоретически возможная цена указана на другой странице – «Автомобили в наличии» – 1 099 900 рублей. Но и это не реальная цена, а «информация, носящая исключительно справочный характер». Потому что на машины в наличии таких цен нет, а есть 1 130 400 рублей за Polo в несложной комплектации Respect (1.6 MPI, МКП). Чуть позже обнаруживается, что эта цена действительна только при некоторых условиях: trade-in и оформлении в кредит. И вот уже 1 242 000 рублей. И заметим, что это без пакета «Комфорт», который вам обязательно предложат.
И на Polo дилеры накидывают сравнительно немного – плюс 100–250 тысяч в зависимости от комплектации. Иные марки с 250 тысяч «сверху» только стартуют.
Борьба с мельницами
Можно ли надавить на дилера? Только если имел место факт нарушения Закона «О защите прав потребителей», запрещающего навязывать дополнительные товары и услуги, а тем более внезапно изменять цену или комплектацию автомобиля после заключения договора с клиентом.
Роспотребнадзор с весны завален жалобами на подобные случаи. И поясняет, что жалобы можно писать не только ему, а ещё производителю и в органы внутренних дел. Оперативной реакции, скорее всего, не будет – и дилер всё равно не продаст вам машину по «рекомендованной цене». А потому надежда только на судебный иск, но дело о компенсации и возмещении вы сможете возбудить только после завершения сделки, если договор был исполнен с какими-либо нарушениями.
Упоминание в беседе с менеджером статьи 16.2 Закона обычно приводит к тому, что автомобиля «по этой цене» не оказывается в наличии. Разумеется, его можно заказать. Только придется ждать – «мы вас известим о его поступлении». Пока не заключен договор и не внесена предоплата, жаловаться куда-либо, судя по всему, пустая затея. По закону, дилер вправе назначать любые цены, какие ему придут в голову – если цена перепродажи не превышает ту, что назначил производитель.
Многие салоны уже учли, что уламывание на коврики и парктроник бесит нервных клиентов, и заранее оснащают базовую машину всем, что они хотели бы продать вместе с ней. Плюс 200 тысяч к ценнику. В этом случае покупателю придраться вообще не к чему: не нравится – не бери, а другой машины нет.
Дилеры честно и прямо объясняют, почему так. На одну машину есть два покупателя – первый не хочет платить за «допы», второго это устраивает. Нет никакого смысла продавать дешевле, когда можно продать дороже. Нормальный звериный оскал капитализма, то есть, простите, свободный рынок. Мы ведь и сами норовим сбыть свою старую машину по более выгодной для нас цене. Всем надо содержать семью и кормить детей, даже таким «бесчеловечным негодяям», как дилеры.
Стратегия развода
Похоже, рынок новых машин идет к тому, что скоро их будет вообще невозможно купить: а) за наличные и б) без взятия какого-либо кредита.
Такой подход противоречит статье 16.2 Закона «О защите прав потребителей» и статье 14.8 КоАП, предусматривающей наказания для продавцов, не способных обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов. Но если покупатель вроде как добровольно согласился брать кредит и всё оплачивать картой, то наказать дилера не получится. Чем они и пользуются.
К кредиту, как правило, неотделимо привязывают каско по невыгодным тарифам, а в некоторых случаях ещё что-нибудь наподобие двухлетней программы технической поддержки на дорогах тысяч за 200 рублей. При этом кредит можно взять только у определенного банка, а каско – только у определенной страховой компании, что тоже противоречит законам. Всё это отличные поводы для вмешательства Федеральной антимонопольной службы, но она слишком увлечена контролем цен на масло и сахар.
Как сберечь шкуру
Экономисты заверяют, что автомобильный рынок вернется в нормальное допандемийное состояние. Но нескоро. В лучшем случае – к середине 2022 года. К тому моменту машины подорожают ещё, и неизвестно насколько. Так что, по большому счету, надо искать затейливые способы купить новую машину по адекватной цене.
Первый – использовать онлайн-продажи, которые практикуют почти все производители, реализуя часть автомобилей без посредничества дилера и в фиксированных комплектациях. Путь ничего не гарантирует, поскольку так продают слишком мало машин – желающих намного больше. Да и дилеры научились перехватывать даже онлайн-покупателей.
Второй – методично обзванивать дилеров в других городах. В первой половине года, например, дилеры Татарстана работали намного более корректно, чем многие другие. Toyota Camry и Hyundai Santa Fe у них были на 200–500 тысяч дешевле, чем в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе и Нижнем Новгороде.
Разница в ценах на одну и ту же комплектацию есть и сейчас. Для машин бюджетного сегмента она составляет 50–150 тысяч рублей. Да, придется ехать в другой регион, но расходы на поездку компенсируются экономией при покупке.
И третий способ – отказаться от покупки модели желаемой марки в пользу той, которая торгует по приемлемым ценам. Правда, как поведут себя дилеры этой честной марки, обнаружив, что на их товар неожиданно оживился спрос? Мы знаем, как…