УАЗ под прикрытием! Как в СССР делали полноприводники
Гибрид для Брежнева
В середине 1950-х недолго делали ГАЗ-М72 – Победу с узлами и агрегатами ГАЗ-69. Интерес к модели был большой, но на конвейер в 1956-м встала Волга ГАЗ-21, а у нее такой модификации не было. А ГАЗ-М72 сделали меньше пяти тысяч.
В 1970-е собрали пять ГАЗ-24-95 – полноприводная Волга с узлами и агрегатами УАЗ-469. Один такой автомобиль был даже в охотхозяйстве, где любил отдыхать генсек Брежнев.
Но частникам такая экзотика была недоступна. Но наступили 1990-е. И несколько небольших, но смелых, находчивых и настойчивых фирм стали делать на основе УАЗа нечто необычное.
Конкурс самодеятельности
Одна из первых подобных конструкций – работа мастерской хорошо известного в кругах советских самодельщиков Дмитрия Парфенова, успевшего поработать и в ленинградской лаборатории НАМИ (просуществовала она, правда, недолго).
После этого на площадях Кировского завода создали фирму «Автостиль», разработавшую оригинальные автомобили по имени Пилот. Пикап с открытым кузовом или грузопассажирский вариант с надстройкой сзади представлял собой пространственную раму с пластиковыми наружными панелями.
Предполагали даже установку импортных моторов. Но нормальный спрос мог обеспечить лишь дешевый отечественный агрегат. Поэтому для Пилота выбрали двигатель ЗМЗ рабочим объемом 2,45 л мощностью 105 л.с. от Волги ГАЗ-24-10 и трансмиссию (коробку передач, раздатку, мосты) от УАЗ-31512.
В 1992-м сделали всего десяток машин. Хотя тогда же создали и версию Ладога – инкассаторский фургон с прочным, но тоже стеклопластиковым кузовом.
Пикап из Прибалтики
Идею питерцев попытались развить в Латвии. Компания Baltijas Dzips планировала строить для прибалтийского и российского рынков автомобили Tantor BD-1322. Тоже с мотором ЗМЗ в 105 л.с. и даже с 109-сильным дизелем Iveco. Чтобы избежать таможенных пошлин, два образца для российской презентации собрали в Петербурге.
Пикап, сделанный по технологии фирмы «Автостиль», под именем Автос-2317 Канонир выпускали в Кемеровской области в городе Анжеро-Судженске. В народе его еще называли «Кузбасский джип».
В 1999-2000 гг. собрали два десятка машин. Еще несколько аналогов – в Питере на фирме «Автокад». И на этом запутанная и увлекательная история этого проекта завершилась.
Пляжный вариант
Геннадий Хаинов – известный в мире советского движения "самавто" конструктор некоторое время тоже поработал в НАМИ. Он и создал эффектный, отчасти даже вызывающий по стилистике внедорожник Astero. Машина базировалась на шасси и агрегатах УАЗ-31512.
Предлагали вариант с ульяновским двигателем 2.9 мощностью 100 л.с. и даже с заволжским V8 рабочим объемом 4,25 л мощностью 120 л.с. Такие моторы ставили на грузовики ГАЗ-3307.
Опытный образец собрали в Питере, площадку для производства фирма Dragon Motors нашла в Чите. Но собрали там всего несколько десятков Astero. А потом еще шесть пляжных внедорожников Jump на тех же узлах, но со съемными панелями кузова.
Волги мечты
О давно напрашивающемся гибриде Волги и УАЗа в 1990-е вспомнила нижегородская тюнинговая компания Техносервис. Кузов от универсала ГАЗ-31022 поставили на шасси удлиненного УАЗ-3153 (с базой 2780 мм) с ульяновскими раздаткой и мостами.
Предлагали широкий выбор двигателей – от отечественного ЗМЗ-406 мощностью 130 л.с. до импортных агрегатов Rover и Toyota. Салон можно было отделать по последнему слову тогдашнего шика.
Аналогичные Волги, в том числе и седаны, делали еще несколько небольших фирм. Но их машины даже не были сертифицированы. А спрос оказался очень низким.
Москвичи на цыпочках
В НАМИ тоже активно работали над внедорожниками с серийными узлами, но иными потребительскими качествами. В 1997-м показали пикап Гренадер – кузов Москвича-2335 на шасси УАЗ-3152. Завод Москвич тогда полноприводных версий не делал. Под выпуск Гренадера активно искали инвестора, но не нашли.
В 1999-м построили совсем экзотический пикап с залихватским именем Тачанка Т-134. Страшненький внешне автомобиль на основе рамы УАЗ и с переделанным в пикап кузовом Москвича-2141 оснастили заволжским двигателем V8 рабочим объемом 4,25 л и мощностью 120 л.с. В качестве добавки на машину поставили мощную лебедку.
Но и эта экзотическая машина не стала даже мелкосерийной. Ведь в СССР людям не нужна была экзотика. Не хватало простых, функциональных и (соответственно) дешевых автомобилей.
Но такая экзотика была необходима. Ведь именно из нее рождались не просто новые модели, но даже новые концепции автомобилей. Посмотрите на нынешние серийные машины. Узнаете в них эту экзотику?
Фото: из архива «За рулем»