Новый закон о такси: 5 важных изменений
На федеральном портале нормативных правовых актов прошло общественное обсуждение нового законопроекта о такси. Старый закон безнадежно устарел, но что прописано в новом?
1. Легализация агрегаторов
Это изменение назрело давно. Дело в том, что мобильные приложения, через которые мы привыкли заказывать такси, а так делает более 80% пассажиров, были вне рамок закона. Само понятие «агрегатор» отсутствовало, что порождало многочисленные конфликты, как правило, заканчивавшиеся судами. Теперь в законе появляется юридическое определение «служба заказа легкового такси», у таких посредников появляются права и обязанности.
2. Самозанятые смогут получать разрешение на перевозку пассажиров
В текущем законе право на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортом есть только у юридических лиц (так называемых «таксопарков») и у индивидуальных предпринимателей. Однако в последнее время стала широко распространена так называемая «аренда» автомобиля с разрешением на таксомоторную деятельность. Любой желающий, имеющий водительское удостоверение и стаж более трех лет, может взять в аренду автомобиль с шашечками и возить пассажиров.
В условиях безналичных платежей возник вопрос – а как платить водителю за услугу, которую он оказал, из безналичных денег? В результате возникли и широко распространились «схемы» по выплатам водителям, к которым сразу появились вопросы у налоговой службы. В некоторых регионах водителям не повезло: их официально попросили выплатить налоги с полученных средств. Данная поправка устраняет необходимость в «серых» схемах выплат.
3. В качестве таксометра будет можно использовать мобильное приложение
Сейчас таксометр юридически является отдельным измерительным прибором, который должен обладать определенными характеристиками и документами. Но сложившаяся практика показывает, что подавляющее большинство таксистов используют специальное мобильное приложение для расчета стоимости поездки, это удобно и не требует значительных затрат денежных средств. Узаконивание такого способа давно назрело и явно не вызовет возражений у водителей и пассажиров.
4. Разрешение на перевозку нельзя будет передавать третьим лицам
Очень важный пункт нового закона о такси, так как по сути он прикрывает схему с «левой» арендой автомобилей с шашечками. Если сейчас разрешение может быть оформлено на ООО «Ромашка», а за рулем может находиться человек, который к этой организации не имеет никакого отношения, то после принятия законопроекта такое будет невозможно. Разрешение на перевозку пассажиров в новой концепции должно быть оформлено на того, кто эти услуги оказывает – и никак иначе.
5. Оказывать услуги такси без полиса ОСАГО с пометкой «такси» станет невозможным
Сейчас значительная часть таксистов перевозит пассажиров либо вообще без полиса ОСАГО, либо с полисом, оформленным, как на обычный автомобиль, используемый для личных целей. До тех пор, пока всё хорошо, ни у кого не возникает вопросов. Но если происходит ДТП, после которого выясняется, что полиса не было или он был оформлен с нарушениями, пострадавшие пассажиры и другие участники движения вдруг обнаруживают, что компенсацию по страховке им могут не выплатить.
Иногда удается получить компенсацию через суд, но когда полиса нет совсем, приходится судиться непосредственно с причинителем вреда, то есть с водителем, а у него, как правило, денег или другого имущества не оказывается, в такси идут работать не от хорошей жизни. В итоге пострадавший пассажир остается в буквальном смысле ни с чем. В новой версии закона разрешение на такси будет приостанавливаться или даже аннулироваться, если у таксиста нет соответствующего полиса ОСАГО.
* * *
Спорные моменты
Таксисты будут недовольны – они и так мало зарабатывают.
Таким водителям разрешат работать в такси лишь спустя год после дня возврата прав.
При трех неоплаченных вовремя штрафах – тоже аннулирование разрешения.
***
На бумаге – красиво. А как будет в жизни – скоро узнаем.