Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Диагностика двигателя по пробам масла: опыт Caterpillar

Отсрочить дорогостоящий ремонт двигателя (в идеале – избежать его вовсе) и при этом сэкономить на традиционной диагностике позволяют лабораторные анализы масел и технических жидкостей.
Полная версия

Сравнив состав образцов – взятых непосредственно из агрегатов и эталонных, можно поставить мотору диагноз и составить план лечения.

Пионер в этом направлении – американская компания Caterpillar, которая 1968 году запустила программу Cat S·O·S Services. Аббревиатура S O S (Scheduled Oil Sampling) означает не что иное, как «плановый отбор проб масла».

Об этом и не только можно прочитать на сайте журнала «Рейс».

Альтернативная диагностика

Самый надежный метод диагностики агрегата включает разборку, промывку, осмотр, измерение и дефектовку деталей. К сожалению, машина при этом временно выбывает из строя. Лабораторное исследование масла и прочих жидкостей менее информативно, зато техника продолжает работать в обычном режиме. А результаты анализов могут сказать о многом. Например, о том, что пора просто заменить масло, поскольку из-за тяжелых условий работы техники его основа состарилась раньше, чем обычно.

Если же в образце обнаружено повышенное содержание металлических продуктов износа, придется выяснять причину. На относительно свежем агрегате  весьма вероятен локальный дефект какой-то одной детали: возможно, ее изготовили с нарушением допусков или имел место кратковременный перегрев с разрушением масляной пленки в сопряжении. Запустить процесс износа может несвоевременная замена масла или применение некачественного фильтра. Во всех этих случаях результат лабораторного анализа означает, что двигателю нужна углубленная диагностика. Нередко она показывает, что вышла из строя одна недорогая деталь (например, толкатель ГРМ или пробита прокладка). А это значит, что проблему можно полностью устранить, и после небольшого ремонта мотор прослужит еще тысячи моточасов.

Иногда исследование масла показывает, что достаточно регулировки одного из механизмов. Например, чтобы снизить темпы износа, требуется лишь устранить люфт. Да и сам процесс поиска дефекта упрощается. 

Анализ масла, взятого из агрегата техники старше десяти лет, позволит запланировать ее капитальный ремонт: износ не критический – машина отправляется на работу, а после сдачи объекта – ​сразу в сервисный центр. Анализ показал умеренный износ? Можно отработать еще два-три подряда.

С узлами гидросистемы проще. Если в рабочей жидкости обнаружены продукты износа деталей, то можно заранее, не дожидаясь падения производительности машины, приобрести новый гидроцилиндр или гидромотор. И, выбрав удобное время, заменить узел прямо на объекте.

Как это работает

Компания Caterpillar разработала для клиентов четкую методику отбора проб. Для этого надо приобрести специальный комплект RSOSkit, включающий баночку, транспортный контейнер и наклейку, медный щуп и трубку длиной около 15 см. Рекомендованные интервалы взятия проб – ​250 моточасов наработки спецтехники или 15 000 км пробега транспортного автомобиля. Само собой, проба берется при замене масла во время плановых ТО.

Подпишитесь на «За рулем» в

Антон Уткин
23.11.2021
Поделиться: