Дешевый конденсатор вместо дорогого пускача — эксперимент «За рулем»
Конденсатор – основной элемент самых дорогих на сегодня пусковых устройств, иначе называемых бустерами или пускачами. Цены на них доходят до 30 тысяч рублей! И не факт, что за большие деньги купишь идеальный: конденсаторные пускачи, как правило, имеют капризный характер: их управляющая электроника часто живет своей жизнью.
Что берем?
Суперкап, как часто называют конденсаторы большой емкости, штука универсальная. В интернет-магазинах такие конденсаторы можно купить за 2000 рублей. Апологеты запредельно мощной автомузыки используют подобные конденсаторы в цепях питания усилителей: иначе при мощном аккорде мотор может даже заглохнуть! Веселые китайцы предлагают использовать их для фильтрации каких-то помех в бортсети. Но нас интересует только их применение в качестве бустера.
Для этого суперкап достаточно снабдить подходящими клеммами-крокодилами. Заряжаем его от любого источника 12 В – хоть от другой машины, хоть дома от подходящего источника питания – и пробуем пустить мотор.
Кстати, в ряде случаев это даже удобнее, чем пользоваться пусковыми проводами. К примеру, если заглохшая машина уткнулась в тесном дворе носом в сугроб, который никак не объехать, остается только протискиваться с электрической коробочкой в руках.
При совместной работе тандема из конденсатора и штатной АКБ первый «удар» стартерным током принимает на себя конденсатор, но затем на помощь приходит АКБ.
Пуск дизеля с помощью тандема «батарея-конденсатор» глазами электрика. Ток – 600 А, длительность попытки – 15 с. По мере прокрутки ток конденсатора падает, а ток батареи, напротив, возрастает – аккумулятор «подхватывает эстафету»: 1 – ток батареи; 2 – напряжение батареи с подключенным конденсатором; 3 – напряжение батареи без учета конденсатора; 4 – ток конденсатора.
Как пользоваться?
Мы подмечали, что у некоторых конденсаторных бустеров напряжение на их клеммах при зарядке может быть чуть выше, чем у источника питания. Но мы пробуем обойтись безо всякой электрической начинки. Заряжаем конденсатор от запасной батареи и идем мучить привыкший ко всему редакционный Ларгус.
Устанавливаем под капот АКБ, разряженную до 10,5 В. Цепляем суперкап, ключ на старт… Увы – от конденсатора эффект нулевой: при касании клемм батареи он тут же разряжается до 10,5 В, а стартер только чуть вздрагивает.
Это было ожидаемо: конденсатор может эффективно работать только в тандеме с аккумуляторной батареей, которая разряжена не «в ноль». Подзаряжаем АКБ до 12,0 В – мотор Ларгуса при этом от нее не пускается. Теперь подключаем конденсатор – есть, движок завелся!
ПРИГОТОВЬТЕСЬ УЛЫБАТЬСЯ
Обладателям китайского конденсатора производитель обещает следующее (цитируем дословно):
Главное – хорошее настроение
Увы, в очередной раз убедились, что эффект от конденсаторных пускачей носит скорее случайный характер, чем закономерный. Возможно, что на какой-нибудь микролитражке с маломощным стартером суперкап проявил бы себя лучше. Однако на этот раз было даже весело: много денег не потратили, а с забавной игрушкой поиграли.
Эксперименты можно было бы продолжить: скажем, отсоединить питание стартера от батареи, оставив за ней обязанность питать электронику, а конденсатором крутить стартер, не подключаясь к батарее. Но вряд ли и это уйдет дальше забавного, но почти бессмысленного опыта.