Наш ГАЗ‑69 — что в нем от иномарок?
Знаменитый «козлик» ГАЗ‑69 – собрание классических сочинений Горьковского автозавода.
Полная версияГАЗ‑69 и его модификация ГАЗ‑69А – типичные внедорожники своего времени – с подключаемым передним приводом и понижающей передачей. Как и все зарубежные аналоги тех лет, автомобиль построен на прочной раме с жесткими зависимыми рессорными подвесками. Простой кузов – с брезентовым тентом. Приборы ГАЗ‑69 – как у грузовика ГАЗ‑51, но скомпонованы иначе. Щиток, как и у ГАЗ‑51, – с наружной подсветкой двумя лампами под металлическими колпачками. Как и иные отечественные автомобили того времени, ГАЗ‑69 имел архаичные рычажные амортизаторы. Прямые аналоги – британский Land Rover и американский Willys – оснащали телескопическими. ГАЗ‑69 имел довольно короткую колесную базу – 2300 мм, минимальные свесы спереди и сзади и одинаковую колею передних и задних колес – 1440 мм. Рама – с мощными поперечными усилителями и кронштейном раздаточной коробки, смещенной назад. По форме и общей конструкции рама ГАЗ‑69 во многом повторяла раму предшественника ГАЗ‑67Б, выпускавшегося с 1943 по 1953 год, но была прочнее. База ГАЗ‑67Б короче – 2100 мм. Заметно отличалась и компоновка шасси. У ГАЗ‑67Б коробка передач вплотную пристыкована к раздаточной, не имеющей демультипликатора. Колея ГАЗ‑67Б отличалась незначительно – 1446 мм. Ширина колеи 1440 мм была заложена, кстати, еще в 1938 году при создании полноприводного ГАЗ‑61. Базовый ГАЗ‑69 – грузопассажирский восьмиместный автомобиль с убирающимися продольными лавками в задней части кузова. А ГАЗ‑67Б был четырехместным. Дизайн 69‑го, имеющий общие черты с первым послевоенным грузовиком ГАЗ‑51, в начале 1950‑х выглядел вполне свежо и оригинально и на фоне зарубежных аналогов. Модификация ГАЗ‑69А – четырехдверная, пятиместная, так называемая командирская, конструктивно отличалась от базовой минимально. Передние и задние двери каждой из сторон взаимозаменяемы. Конструкторы Горьковского автозавода были знакомы не только с американским Виллисом, но и с различными трофейными внедорожниками. Но ни один из них не повлиял ни на технику, ни на дизайн ГАЗ‑69. Разве что идея взаимозаменяемых передних и задних дверей была уже реализована, в частности, на штабных машинах Stoewer Typ 40 и унифицированных с ними автомобилях BMW и Hanonag. Трехступенчатая коробка передач на ГАЗ‑69 с синхронизаторами на высших передачах – конструктивный аналог агрегата, устанавливаемого на Победу, а потом и на Волгу ГАЗ‑21. Передаточные числа (3,113/1,772/1,0) у этих коробок одинаковые. Совершенно новая раздаточная коробка ГАЗ‑69 имела понижающую передачу – 1,15/2,78. Чтобы избежать поломок трансмиссии, включать понижайку можно было только при подключенном переднем приводе. Двигатель ГАЗ‑69 – нижнеклапанный, четырехцилиндровый, со степенью сжатия 6,2. Рабочий объем 2,12 л (82×100 мм), мощность 52 л.с. при 3600 об/мин. Позднее на часть экспортных машин устанавливали мотор 2,43 л (88×100 мм) со степенью сжатия 6,5 и мощностью 62 л.с. при 3800 об/мин. Двигатель на ГАЗ‑69 был абсолютно такой же, как на ГАЗ-М20 Победа. Этот четырехцилиндровый мотор родился от нижнеклапанной «шестерки» объемом 3,8 л (82×110 мм), которую в конце 1930‑х скопировали с американского мотора Dodge D5, а позднее в разных вариантах ставили на грузовики, автобусы и легковой ГАЗ‑12 ЗИМ. - Наш ПАЗ‑672 и все его предки — тут.
- Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
- Как появился на свет ярославский грузовик ЯАЗ‑200, узнайте по этой ссылке.
- Подлинная история грузовика ЗИЛ‑130 — здесь.
- Родословная ГАЗ‑51 — тут.
Подпишитесь на «За рулем» в