Экспертиза пусковых проводов: проверили 9 комплектов (и обнаружили общую проблему)
Какие провода взять для «прикуривания»?
Когда своя аккумуляторная батарея отказывается крутить стартер, проще всего прибегнуть к помощи чужой. Да-да, «прикурить».
Берем провода, подсоединяем чужую батарею параллельно своей, с ее помощью пускаем мотор, благодарим «донора» и разъезжаемся. Всё просто!
Даже от людей с техническим образованием порой приходится слышать, что для «прикуривания» годятся любые провода. Они забывают о том, что для вращения стартера нужен ток в несколько сотен ампер – чем мощнее двигатель автомобиля и чем холоднее на улице, тем выше энергопотребление. Согласно закону Ома, напряжение в электрической цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков. Поэтому сопротивление проводов, пропускающих через себя пусковые токи, должно быть гораздо меньше, чем у обмоток стартера.
Вот почему нельзя «прикуривать» проводами от телефонного зарядника и прочей мелочевки – они не рассчитаны на протекание требуемого тока и могут просто сгореть. При этом стартер даже не дернется: до него ничего не дойдет. Чтобы нормально «прикурить» от чужой машины, нужны специальные провода толщиной с палец.
В продаже красивых проводов полным-полно – и все вроде бы толстые. Этикетки заманивают надписями типа «Ток – 500 А». Но при ближайшем рассмотрении зачастую выясняется, что внутри толстенной изоляции скрывается тоненькая токонесущая жила: производители откровенно дурят покупателей.
Экспертиза «За рулем»
Для очередной экспертизы мы приобрели почти десяток комплектов пусковых проводов по цене от 600 до 2900 рублей, обещающих выдерживать токи в 500 А. Теоретически провода с таким рабочим током должны позволять пустить двигатель вообще без участия штатной батареи.
Помимо проверки электрических параметров решили оценить морозоустойчивость наших приобретений: чаще всего они нужны именно при низких температурах.
Единственные провода в выборке, в железосодержащих зажимах которых ток течет через обе половинки. Пластмассовые рукоятки предохраняют от ожога.
Сопротивление самое низкое в выборке среди 5‑метровых проводов. Морозостойкость хорошая. Лучшие провода в данной выборке, однако рекомендуем только ограниченное применение для подзарядки штатной батареи и пуска с ее помощью: на 500 А они не рассчитаны.
Заделка проводов плохая. Ток проходит через пружину. Железосодержащие клещи сильно раскаляются – без перчаток пользоваться опасно. К изоляции претензий нет.
Сопротивление не самое высокое в выборке, но это следствие малой длины проводов. В целом – не понравились.
Тоненькие провода с большим сопротивлением, плохая заделка, негодная морозостойкость, высокая цена… Явный незачет!
Самые дешевые провода в выборке, но это – единственное их достоинство.
Изоляция деревенеет на морозе, заделка проводов никудышная, ток идет только по одной половинке крокодилов из железосодержащего сплава.
Незачет.
Заделка проводов в крокодилы неплохая, специальный выступ в токонесущей половинке частично нагружает вторую половинку. «Крокодилы» сильно нагреваются. Материал – железосодержащий.
Сопротивление каждого провода, хоть и относительно небольшое по отношению к другим участникам теста, не дает возможности пропускать заявленный ток: практически всё напряжение перейдет в тепло. При отсутствии штатной батареи бесполезны. Морозостойкость изоляции хорошая. Цена – самая высокая в выборке.
Рекомендуем для ограниченного применения с целью подзарядки штатной батареи.
Путаница с брендом: продаются как «Вымпел», но на упаковке указан только производитель – «Орион». Лучшая заделка в выборке: провода припаяны к половинке «крокодилов». Но переброса тока на вторую половинку нет.
«Крокодилы» – железосодержащий сплав. Морозостойкость изоляции нормальная. Сопротивление не позволяет пропускать заявленный ток: вся энергия рассеется на проводах. Цена высокая.
Рекомендуем для ограниченного применения с целью подзарядки штатной батареи.
Тонкие провода, боящиеся мороза, с плохой заделкой в клещи. Ток на половинку клещей идет через пружину.
При работе зажимы-«крокодилы» сильно раскаляются – можно обжечься. Провода короткие, но сопротивление всё равно слишком высокое.
Незачет.
Тонюсенькие токопроводящие жилы в изоляции, ломающейся на морозе. Плохая заделка проводов, причем на вторую половинку ток не идет.
Токопроводящие пластинки в пластмассовых «крокодилах» выполнены из оцинкованной стали. Очень высокое сопротивление. Упоминание меди на этикетке непонятно.
Незачет!
«Чемпионы» по бесполезному рассеванию энергии: и провода тоненькие, и заделка никудышная. Изоляция боится мороза: провода вообще не гнутся. Клеммы оцинкованные. Сопротивление самое высокое в выборке. Цена высокая.
Незачет.
Подводим итоги
Из девяти испытанных комплектов одобрение (с оговорками) мы дали только трем. Основная проблема общая: негодные кабели с заведомо большим сопротивлением физически неспособны пропускать через себя заявленные токи без огромных потерь.
Плохая заделка проводов в клещи усугубляет недостаток: при токах до 500 А всё напряжение батареи-донора неминуемо превращается в тепло, рассеиваемое по пути к стартеру. Прикиньте сами: при сопротивлении, скажем, в 0,02 Ом и токе 500 А падение напряжения на одном (!) проводе составит 10 В! А работать-то должны оба провода: в результате до стартера не дойдет ничего, а провода раскалятся и сгорят.
Это старая проблема. Единственным нормальным комплектом проводов для прикуривания, проходившим через наши руки в последнее десятилетие, остается набор «Совет автоэлектрика» от калужского «Энергомаша», которым мы в редакции дружно пользуемся по сей день. Но больше никто таких наборов не выпускает, в том числе и в Калуге.
А из нашей выборки лучше других проявили себя Airline, «Агрессор» и «Вымпел». Их мы рекомендуем использовать в тех случаях, когда штатная батарея просто разряжена, но не умерла полностью.
КАК «ПРИКУРИТЬ» «СЛАБЫМИ» ПРОВОДАМИ
Можно ли «прикурить» от другого автомобиля, если нормальных проводов в хозяйстве нет? Можно, но, как говорится, «не вдруг». Алгоритм следующий: