Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Баллонные ключи: нашли самые крепкие из недорогих

Пользоваться штатными ключами для колесного крепежа неудобно и даже опасно. Что взять на замену? Эксперты «За рулем» проверили в деле самые разные баллонники: неразборные и разборные крестовые, Г-образные, телескопические и даже ударные гайковерты.
Полная версия

Так называемый баллонный ключ – чуть ли не единственный инструмент, который всё еще присутствует почти в любом автомобиле. Если автопроизводитель укомплектовал машину запаской или докаткой, то неподалеку лежат и баллонник с домкратом: без них колесо не поменять. Баллонный ключ просуществует дольше, чем двигатель внутреннего сгорания: у электромобилей колеса крепятся точно так же.

Однако пользоваться штатным баллонником неудобно – коротенький рычаг требует приложить солидное усилие, особенно если крепеж был бездумно затянут пневмопистолетом на шиномонтаже. Такой ключ частенько норовит сорваться с крепежа – тут и до травмы недалеко. Тот, кому хоть раз пришлось самостоятельно менять колесо подобным образом, невольно задумывается об альтернативном баллоннике – тем более что в продаже их полным-полно. Возможна и другая причина: после замены стальных колес на легкосплавные может выясниться, что прежний ключ уже не лезет в глубокий колодец диска.

Примерка

Колесный крепеж – болты или гайки – обычно затягивают моментом от 90 до 120 Н·м. А чем короче рукоятка ключа, тем большее усилие от вас потребуется. Например, для момента в 120 Н·м при длине рукоятки 250 мм придется приложить 48 кг – потянете? Или сразу поищем рукоятку подлиннее?

Наличие легкосплавных колес в ряде случаев усложняет задачу. Здесь незаменим хвостовик с квадратом на ½ дюйма, ведь на него можно установить любую тонкостенную головку, которая может потребоваться для особо «дизайнерских» колес.

Для экспертизы мы приобрели 14 различных инструментов. Пневматические инструменты, применяемые шиномонтажниками, не испытывали, поскольку они используются в стационарных помещениях и требуют наличия мощного компрессора.

Программа и методика испытаний

Перед замерами мы оценили эргономику ключей – удобство хвата, качество исполнения, упаковку и так далее. Затем каждый ключ подвергли нагрузкам от начальных 100 Н·м до 350 Н·м с шагом 50 Н·м. Верхний порог выбрали с запасом, поскольку на практике крепеж может потребовать куда больших усилий, чем прописано на бумаге. Причин много: перетянули на шиномонтаже, «прикипел»…

Накаленные ключи несложно свернуть в бараний рог.
Телескопические ключи по большей части страдают хилостью: вот и этот погнулся при первом же испытании.

Момент нагрузки задавали с помощью тарированного динамометрического ключа, который всякий раз работал в паре с проверяемым. В ходе испытаний один из ключей жестко закрепляли на стендовой станине, а второй проворачивали либо до срабатывания механизма отсечки тарированного ключа, либо до появления деформации в проверяемом инструменте.

Испытываем ударный гайковерт: ему предстоит открутить гайку, затянутую с моментом 350 Н·м.
После нескольких циклов работы на храповых элементах электрических гайковертов появились забоины, а отколовшиеся частицы металла отправились калечить электродвигатели.

У крестовых ключей используются головки с самыми распространенными размерами 17, 19, 21 и 23 мм; иногда применен полудюймовый квадрат, позволяющий надеть любую стандартную головку и использовать ключ не только для шиномонтажа.

Такие ключи помогают работать «вертолетиком», быстро откручивая или закручивая ослабленный крепеж. Но при этом «хвост вертолетика» мы держим рукой – получаем большое трение плюс неудобство работы в перчатках.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
05.04.2022
Фото: «За рулем»
Поделиться: