8 проблем популярного мотора Volkswagen и Skoda
Что такое TSI?
Аббревиатура TSI появилась в 2006 году. Поначалу ее расшифровывали как Twincharged Stratified Injection (двойной наддув с послойным впрыском). Благодаря связке турбокомпрессора и нагнетателя с механическим приводом двигатель имел прекрасную характеристику крутящего момента. Послойный впрыск обеспечивал богатую смесь возле свечи зажигания и бедную в остальном объеме камеры сгорания. Отсюда и высокая экономичность при малых и средних нагрузках.
С 2008 года понятие TSI стали толковать более широко — Turbo Stratified Injection, умалчивая при этом о количестве ступеней наддува.
Один из самых распространенных моторов из семейства EA111 — двигатель 1.4 TSI CAXA. Он выпускался с 2006 по 2015 годы и устанавливался на многие модели Volkswagen, Skoda, Audi и Seat.
В мотор заложены конструктивные решения, предполагающие длительную и беспроблемную эксплуатацию. Чугунный блок цилиндров, цепной привод ГРМ, наличие гидрокомпенсаторов в приводе клапанов – мотор мечты! Но это лишь в теории. В эксплуатации этот двигатель преподносит разные неприятные сюрпризы.
1. Износ цепи ГРМ
При небольших пробегах (порой много меньше 100 тысяч км) растягивалась цепь привода ГРМ. Это связано с невысоким качеством обработки отверстий в звеньях цепи. Шероховатая поверхность быстро изнашивалась, и зазоры в соединениях увеличивались. Это приводило к общему удлинению цепи. Вплоть до того, что натяжитель переставал справляться с обязанностями, выбрав весь ход. Следствие этого – встреча клапанов с поршнями. И дорогостоящий ремонт.
2. Слабый натяжитель цепи
В большинстве современных моторов с гидравлическим натяжителем цепи использован плунжер с храповым механизмом. Такая конструкция не позволяет плунжеру, вышедшему на нужную величину, уйти обратно. Цепь износилась, плунжер немного выдвинулся и зафиксировал натяжитель в этом положении.
Но в 1.4 TSI плунжер свободный. При отсутствии давления масла он не натягивает цепь, и она может перескочить через несколько зубьев на звездочке – например, при пуске в мороз, когда масло подается насосом с запозданием. Или при парковке автомобиля с механической коробкой не на ручнике, а на передаче. Если машина стояла на уклоне или ее кто-то толкнул, случался перескок цепи.
3. Повреждение поршней
Форсированный мотор с турбонаддувом, по-хорошему, нуждается в бензине с октановым числом не ниже 95, а лучше 98. Попытка сэкономить на топливе, заливая АИ-92, часто приводит к печальным последствиям.
Из-за детонации в цилиндрах могут разрушаться перегородки между поршневыми кольцами, иногда даже отламывается юбка поршня. Такое явление встречается еще чаще, когда владелец закачивает нештатные прошивки в электронный блок управления двигателем.
4. Масложор
Масложор у двигателей 1.4 TSI CAXA не носит массового характера, по крайней мере, на автомобилях с умеренными пробегами. Тем не менее расход постепенно растет, и масло может уходить по двум причинам:
Лучшая профилактика двух этих болячек — заливать высококачественное масло и меняет его чаще.
5. Нагар на клапанах
Масло, попадающее во впускной тракт, откладывается на нагретых стержнях впускных клапанов. А поскольку впрыск топлива осуществляется прямо в цилиндры, то клапаны бензином не омываются, как в системах с впрыском во впускной трубопровод.
Из-за отложений на стержнях клапаны теряют подвижность – иногда даже перестают полностью закрываться, а значит, могут прогореть. Иногда приходится снимать головку блока цилиндров для восстановления подвижности клапанов, а то и замены клапанов и их втулок.
6. Зависание клапана турбокомпрессора
По мере износа втулки, в которой вращается ось клапана, в зазор начинают проникать газы и откладывается нагар. Подвижность теряется, и клапан зависает в одном положении, не позволяя системе управлять давлением наддува. Загорается лампа Check Engine, машина начинает хуже ехать. Приходится менять «горячую» часть турбокомпрессора. Или ремонтировать — некоторые мастерские разбирают узел и перепрессовывают втулку.
7. Утечки антифриза
В отличие от простых моторов, где обычно могут подтекать только соединения шлангов и патрубков, у двигателей 1.4 TSI CAXA есть два места, где утечку обнаружить сложно. В прохудившемся интеркулере охлаждающая жидкость постепенно просачивается во впускной тракт двигателя. Снаружи – незаметно. Но при большом количестве антифриза, попавшего в цилиндры, возможен даже гидроудар.
На фоне таких последствий покажутся безобидными утечки из соединений патрубков охлаждения турбокомпрессора. Но антифриз на горячих поверхностях быстро испаряется, и дефект трудно выявить.
8. Неустойчивая работа и вибрация
Нагар на распылителях форсунок, которые установлены в камере сгорания, приводит к плохому смесеобразованию. Для предотвращения дефекта следует использовать бензин с моющими присадками или добавлять их отдельно. В запущенных случаях предстоит демонтаж форсунок и их промывка на установке.
Жить будет?
На практике двигатель 1.4 TSI CAXA, как правило, уже не молод, и, скорее всего, подвергался разным видам ремонта. Если работы проведены качественно, то ресурс мотора будет не меньше, чем у европейских и корейских одноклассников того же возраста и состояния.
Фото: drive2.ru/Поршни-сти.рф, drive2.ru/o/Recast-workshop, czesciaso.pl