Выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт? Выход найден
Рынок запасных частей лихорадит. Цены скачут каждый день, а разница в стоимости одной и той же запасной части порой двукратная!
Реальные рыночные цены никак «не бьются» с теми ценами, что указаны в справочниках запчастей РСА. А страховые компании оценивают ущерб именно по этим справочникам и по принятой единой методике.
Что делать, если выплаты по ОСАГО недостаточно для ремонта?
Раньше недовольный автомобилист мог подать в суд на страховую компанию, а сейчас подобный иск бесперспективен, даже если пройдет через фильтр финансового уполномоченного, который выступает в таких спорах арбитром.
Кроме того, у нас узаконен так называемый «износ», когда выплачивается не полная стоимость запасной части, а лишь ее часть. Предельный коэффициент износа составляет 50% – в пределе начислят только половину суммы от той, что числится в справочнике. А от реальной цены это будет в лучшем случае треть!
И вот пострадавший в аварии не по своей вине автомобилист вынужден доплачивать за ремонт из своего кармана – если решится взять у страховой деньгами, а не в натуральном выражении в виде ремонта.
Между тем, потраченные из своего кармана деньги можно вернуть.
В 2017 году Конституционный суд РФ принял решение, что обязательное страхование не подменяет ответственность виновника аварии, поэтому потерпевший может обратиться напрямую к виновнику ДТП за компенсацией ущерба – минуя страховую компанию. Конечно, обычно все поступают по-другому: сначала получают компенсацию в страховой компании, а только потом чешут затылок – взыскивать ли разницу с виновника аварии или нет.
Так вот, упомянутый механизм позволяет пострадавшему в аварии получить именно 100‑процентную компенсацию ущерба – то есть получить с виновника аварии ровно столько, сколько было уплачено за ремонт автомобиля.
Ваши действия
Юрист Илья Афанасьев подробно расписал алгоритм.
Что это означает?
То, что после аварии и получения компенсации от страховой компании потерпевший автовладелец идет ремонтироваться в сервис, после чего может на основании документов от СТО подать в суд на виновника аварии, взыскав разницу между уплаченной суммой за восстановление автомобиля и суммой, полученной от страховой компании.
Главное, чтобы расходные документы были составлены в соответствии с требованиями российского законодательства: кассовые чеки, а не квитанции об оплате, заказ-наряд и акт приема-передачи автомобиля из ремонта, подробная официальная дефектовка.
Для получения по суду полной компенсации стоимости ремонта сохраняйте:
Работает?
Подобная практика взыскания разницы между стоимостью ремонта и выплатой по ОСАГО набирает обороты, и число исков к виновникам ДТП растет не по дням, а по часам.
А если виновник — я?
Что можно предпринять добросовестному автовладельцу для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, когда по суду с него требуют расплатиться за аварию? Ведь люди ошибаются, а ошибки иногда приводят к авариям…
Ответ на этот вопрос отсутствует. На сегодняшний день в России не существует страхования, которое на 100% страхует вашу ответственность как автомобилиста перед третьими лицами.
ОСАГО, в силу его регулирования государством, по факту покрывает вашу ответственность лишь частично: максимальная сумма возмещения по «железу» составляет 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью – 500 тысяч рублей. Государство лишь недавно предложило внести изменения в ОСАГО, вводящие правило полной денежной выплаты стоимости запасных частей, но в связи со сложной экономической обстановкой предложение осталось лишь предложением.
Что в итоге?
Единственный способ не попасть в ситуацию, когда за ДТП придется платить по суду из своего кармана, – ездить аккуратно, не провоцировать аварийные ситуации, смотреть в зеркала, включать поворотники. В общем, соблюдать правила приличного поведения на дороге.
Ну а если вы пострадали от действий другого водителя, то можете смело подавать на него в суд и взыскивать разницу между стоимостью ремонта и страховой выплатой – такое дело будет практически беспроигрышным.
Фото: Depositphotos