Всё для Победы! Гражданские автомобили на войне
Командирские
Единственным легковым (штабным) автомобилем Красной Армии перед войной была «эмка» — ГАЗ-М1. Моноприводная машина была не лучшим вариантом для армии.
Уже перед войной на заводе в Горьком создали легковой полноприводный автомобиль. Заложили целое семейство: седан, кабриолет, пикап. Но первые серийные седаны ГАЗ-61 появились лишь в 1941-м. За всю войну собрали менее 200 таких машин со слишком сложным для военного времени кузовом.
Правда, на базе седана в начале войны сделали и более дешевый пикап с упрощенной кабиной без крыши и дверей — ГАЗ-61-417. Но в 1941-м смогли изготовить менее четырех десятков пикапов.
В 1941-м срочно подготовили к производству ГАЗ-64 – настоящий внедорожник с максимально упрощенным кузовом и четырехцилиндровым двигателем объемом 3,3 л и мощностью 54 л.с. – командирский автомобиль и тягач для легких пушек. Но и такие машины завод производил с трудом. Тем более, что важнее были полуторки ГАЗ-ММ, трехосные ГАЗ-ААА, легкие танки. До 1943-го построили всего 762 автомобиля ГАЗ-64.
С 1943-го понемногу начали выпускать модернизированный ГАЗ-67, с 1944-го – ГАЗ-67Б. Однако до 1945-го построили меньше пяти тысяч машин.
А основным командирским автомобилем нашей армии стал американский Willys MB. В СССР по договору ленд-лиза поставили около 40 000 Виллисов. Машина нравилась водителям резвостью, благодаря 60-сильному двигателю, куда легче управлялась, нежели ГАЗ-67, имела отличные гидравлические тормоза и понижающую передачу.
Как и ГАЗ-67, который выпускали до 1952-го, американские машины после Победы десятилетиями работали в советских учреждениях, а потом и у частников.
Условно грузопассажирскими были и американские автомобили Dodge серии WC. У нас их называли «Додж три четверти», за грузоподъемность 750 кг. Машины оснащали 6-цилиндровыми двигателями объемом 3,8 л мощностью 79-99 л.с.
В СССР поставили 20-25 тысяч готовых автомобилей и машинокомплектов. Больше всего в Красной Армии было открытых грузопассажирских, с лавками в кузове Dodge WC51. Но служили и командирские автомобили с легковой планировкой кузова. На таких возили советских генералов и маршалов.
Служба по призыву
Основой военного парка Красной Армии (как и вермахта) стали гражданские грузовики, в той или иной мере приспособленные для армейских нужд.
Самым массовым автомобилем СССР в начале 1940-х была знаменитая полуторка — ГАЗ-ММ (до 1938-го ГАЗ-АА) — модернизированный Ford конца 1920-х. Двигатель развивал всего-то 40-50 л.с. Однако важным достоинством неказистой машина была предельная простота и, соответственно, возможность быстро привести грузовик в рабочее состояние буквально в полевых условиях. За это полуторку и уважали. С 1938 по 1945 годы сделали около 400 тысяч машин.
Вторым массовым советским грузовиком был ЗИС-5, он же трехтонка, он же — «Захар Иваныч», как уважительно называли грузовик шоферы. «Шестерка» объемом 5,55 л развивала 73 л.с.
Помимо московского ЗИСа, трехтонки во время войны делал ульяновский УльЗИС и УралЗИС в Миассе. В эти тыловые города в 1941-м эвакуировали оборудование из Москвы. Во время войны часть полуторок и трехтонок делали с деревянными кабинами и упрощенными крыльями, с уменьшенными фарами, а иногда и вовсе с одной фарой.
Союзники
По ленд-лизу в СССР поставляли множество разных грузовиков среднего класса. Как гражданских — предвоенных конструкций, так и созданных специально для армии. Кстати, часть машин приходила в виде машинокомплектов, которые превращали в автомобили на наших заводах.
Самый известным и любимым из американских грузовиков Красной Армии стал Studebaker US6. Машин с колесной формулой 6х6 и 6х4 завезли примерно 200-220 тысяч.
Грузоподъемность составляла 2500 кг (в Красной Армии для твердых дорог допускали нагрузку и до 4000 кг), 6-цилиндровый двигатель развивал около 87 л.с. (93 л.с. по SAE). Коробка передач — пятиступенчатая, а на полноприводных грузовиках была и понижающая передача.
Много – примерно 48 тысяч — в Красной Армии было и грузовиков Chevrolet семейства G 7100. Такие машины собирали, в частности, на ГАЗе. По грузоподъемности автомобиль оказался равен нашей полуторке – 1500 кг, но был полноприводным и имел 83-сильный 6-цилиндровый мотор.
Тяжеловозы
Тяжелые грузовики советская промышленность до войны не выпускала. Если не считать небольшого количества (всего 288 экземпляров) восьмитонных ярославских ЯГ-10 с американскими 93-сильными двигателями Hercules.
Недостаток грузовиков такого класса восполняли заокеанские модели. Например, Diamond T980 – тягач, буксировавший прицепы массой до 10 000 кг. Некоторые из почти 500 завезенных в СССР грузовиков с 11-литровыми 150-сильными моторами, работали в народном хозяйстве и после войны.
К тому же классу относился и Mack серии NR. На машинах грузоподъемностью 10 000 кг стоял двигатель мощностью 131 л.с. Всего грузовиков Mack версий NR9 (1943-1944 гг.) и NR14 (1944-1945 гг.) в Союз завезли более девятисот.
Именно американские модели этого класса стали отправной точной для создания сразу после Победы тяжелых ярославских грузовиков.
Спасибо за Победу!
К счастью, многие автомобили войны, ну или хотя бы их послевоенные аналоги, в том числе и американские внедорожники и грузовики, много лет работавшие на дорогах СССР и после Победы, сохранились до наших дней. А многие даже и в рабочем состоянии!
Фото: из архива «За рулем»