Такой Москвич нам нужен!
В СССР кроссоверы не только делали, но даже продавали — и даже более полувека назад.
О полноприводном ГАЗ-М72 , созданном на базе Победы ГАЗ-М20, мы рассказали тут.
Однако машины для чиновников районного уровня было недостаточно — «ответственным работникам советского села», как писали в одной официальной бумаге, тоже нужен был транспорт получше саней и телеги. В 1955 году, как только в серию пошел ГАЗ-М72, появился опытный ГАЗ-М73 — машина помельче, подешевле и поэкономичней.
Говорили, что затею одобрил сам Хрущев. Но ГАЗ был до предела загружен серийной продукцией и освоить еще одну модель, к тому же сильно отличающуюся от существующих, просто не мог.
Зато горьковский прототип пригодился московским конструкторам для создания более компактного и демократичного аналога ГАЗ-М72 – Москвича‑410.
Сделать полноприводную машину из 402‑го было вовсе не так просто, как кажется.
Двигатель, разумеется, пришлось поднять над ведущим мостом, усилить кузов. Автомобиль получил новый передний и новый задний мост, оригинальный радиатор системы охлаждения и масляный радиатор, рычажные амортизаторы вместо телескопических.
Пришлось изменить даже угол наклона рулевой колонки. Поскольку кожух колонки Москвича‑402 в полноприводную машину не встраивался, в Москвич‑410 поставили старый руль от Москвича‑401.
По сравнению со стандартным Москвичом‑402 полноприводный седан с дорожным просветом 220 мм набрал 200 кг снаряженной массы (она достигла 1180 кг) и потерял максимальную скорость – всего-то 85 км/ч.
Зато, как писали в заводской инструкции 1958 года, достигнута главная цель: «При любых полевых работах – осенью, весной, летом – автомобиль будет обслуживать директоров МТС, бригадиров и механиков по ремонту, работников почты». Романтика!
Быть или не быть
Выпуск Москвича‑410 начали в 1957 году, а в 1958‑м, едва успев собрать чуть более тысячи машин, уже запустили в производство модернизированный Москвич‑410Н с новым верхнеклапанным 45‑сильным двигателем от Москвича‑407. С этим агрегатом максимальная скорость подросла до 90 км/ч.
Одновременно начали производство и полноприводного универсала Москвич‑411. Вот уж настоящий предок современных кроссоверов!
Частные машины, кстати, изредка встречались на дорогах и в 1960‑х, и даже в 1970‑х годах. Москвич‑410 даже сыграл эпизодическую роль в картине 1959 года «Не имей сто рублей».
Пробег Москва–Владивосток
В общественной жизни ГАЗ-М72 самым ярким событием стал стартовавший 1 мая 1956 года пробег Москва–Владивосток. Писатель Виктор Урин, выпускник ВГИКа Игорь Тихомиров и фотокорреспондент журнала «За рулем» Александр Ломакин отправились от здания МГУ к Тихому океану.
Машину Урин купил без очереди на аванс, выданный под будущую книгу. Бензин путешественникам отпускали по специальному разрешению, ведь АЗС для частников было наперечет, а в глубинке они и вовсе отсутствовали. Ехали очень неспешно. Даже в Горький прибыли лишь через несколько дней после старта из Москвы.
О пробеге писали газеты и журналы. Как ни странно, без особого пафоса. А уж об автомобиле рассказывали совсем немного. Важнее казалось описать, как расцветает огромная страна, как живут «города, колхозы, МТС». Упомянули лишь, что машина ломалась всего три раза. Для того времени и условий пробега, действительно совсем немного!
До Владивостока осенью 1956‑го путешественники доехали.
Предшественники Нивы
Однако вся эта «кроссоверная» советская идиллия длилась недолго. В первую очередь, обречена была полноприводная модификация Победы. Ведь уже в 1956 году ГАЗ-М20В с конвейера стала вытеснять Волга ГАЗ-М21. А это был уже совсем иной автомобиль, и его полноприводную версию никто не планировал. До 1958 года выпустили всего 4677 полноприводных ГАЗ-М72, на чём его производственная история и закончилась.
Москвичи формально делали до 1963 года, но последние товарные автомобили собрали еще в 1960‑м. Руководство страны вполне логично ориентировалось на экспорт, приносящий столь нужную стране валюту. А более половины Москвичей‑407 в те годы продавали за рубежом.
Полноприводные же автомобили, тем более такого класса, интереса у европейских покупателей не вызывали. Сделали всего 7580 полноприводных седанов Москвич‑410 и лишь 1515 универсалов Москвич‑411.
Следующий полноприводный автомобиль с легковым комфортом – ВАЗ‑2121 Нива появился у нас лишь через полтора десятилетия. Конструктивно он был, конечно, совсем другим. Но концептуально, идеологически Нива – потомок тех моделей из далеких, почти «былинных» теперь 1950‑х.
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС
Пофантазируем? ГАЗ-М72 и Москвич всё-таки отправили на внешние рынки. А конкурентов‑то у них почти не было! Правда, именно потому, что спрос на подобные машины в те годы был мизерным.
Французский Citroen 2CV Sahara — в известной мере инженерный курьез. По габаритам автомобиль близок к Москвичу (база 2370 мм). Но на машине стояли два двухцилиндровых мотора по 0,4 л и по 12 л.с. – один спереди, второй – сзади. И – две четырехступенчатые коробки передач! Силовые агрегаты можно было использовать независимо друг от друга – или одновременно. В 1960–1967 годах сделали лишь 697 таких машин.
Renault Colorale выпускали в 1952–1956 годах. Французская машина, построенная на раме, заметно крупнее Москвича и чуть меньше ГАЗ-М72 (колесная база Renault – 2660 мм). На автомобиле стоял 2‑литровый 58‑сильный двигатель. Делали универсалы, фургоны и пикапы. Но спрос на Colorale в Европе был очень невысок, в основном машины отправляли в Африку. Сделали около 43 000 автомобилей.
Американский рамный Jeep Station Wagon – вариацию военного Виллиса с кузовом универсал и удлиненной базой – выпускали с 1946 года (в полноприводном варианте – с 1947‑го) по 1963 год. На машину с колесной базой 2622 мм ставили 2,2‑литровый 64‑сильный мотор, а позднее – «шестерки» мощностью 73 и 117 л.с.
International Scout 80 1960 года имел колесную базу 2540 мм и мотор рабочим объемом 2,5 л (93 л.с.). Это тоже рамная машина. До 1965 года делали лишь пикапы с жесткой и мягкой крышами. Позже в производство запустили трехдверный универсал.