Подбираем правильные (и недорогие) шины — инструкция «За рулем»
Шины – самый дорогой из автомобильных расходников. Меняют их редко, и это часто играет с нами злую шутку. Мы просто не задумываемся, в какие деньги обойдется новый комплект. Речь не только о премиальных и спортивных машинах на ультранизком профиле и не только о разноразмерных шинах спереди и сзади.
Неприятные исключения
Не стоит думать, что колеса на компактные машины всегда дешевы. Вот примеры.
РАЗНЫЙ РАЗМЕР
Продавцы взяли моду отказывать под разными предлогами, если вам нужен не полный комплект шин. Покупка одного колеса взамен пробитого превращается в квест. Как быть, если у вас машина с конструктивно предусмотренными разными парами покрышек на передней и задней оси?
Несведущий продавец, скорее всего, заведет песню о том, что продаст только четыре шины одного размера. Но большинство в курсе, какие размерности продаются попарно, а не по четыре штуки. Причем в курсе настолько, что одну пару тоже порой не продают, впаривая к ней вторую другого размера. Нарушение закона налицо, и можно попробовать отстоять свои права.
Как выкручиваться по закону?
Любую проблему разумнее избежать, чем потом решать. Сейчас точно не та ситуация, когда стоит гнаться за машиной, которая выглядит особо привлекательно благодаря большим колесам.
Так, дважды выбирая новый комплект для редакционной Весты, мы обнаруживали, что шины 195/55 R16 дороже, чем 205/55 R16 той же модели. Хотя, казалось бы, материалов на ее изготовление пошло меньше.
Очевидный выход – подбирать другие шины. Путь в строгом соответствии с законом подразумевает, что вы можете рассматривать альтернативы только из числа прописанных в инструкции по эксплуатации или одобрении типа транспортного средства (ОТТС). В течение выпуска модели разрешенный перечень нередко пересматривается. Поэтому, если заморачиваться всерьез, нужно пересмотреть все версии ОТТС за жизненный цикл машины. И заглянуть в мануал, приложенный не к вашему автомобилю, а в его последнее издание.
Иные размерности, кроме прописанных в официальных документах, недопустимы. Машина проходила цикл испытаний с определенным составом комплектующих. За иную спецификацию производитель ответственности не несет. Но будем честны: если рассматривать вообще все расходники и запчасти, то спецификацию игнорируют если не все автомобилисты, то подавляющее большинство.
Обязательный техосмотр для частных машин оставили только при смене владельца. Поэтому недопустимые колеса могут доставить вам неприятности лишь при остановке внимательным и дотошным инспектором. Параметры дисков скрыты от глаз, а вот на боковине шины всё написано крупно. Правда, полицейскому должно очень хотеться придраться к вам, чтобы он начал всматриваться в колеса. И должно быть налицо явное несоответствие. Например, «восемнадцатые» колеса на Гранте. А иномарки, у которых огромная номенклатура шин и дисков в зависимости от комплектации, подловить очень сложно.
ДВА КОЛЕСА И ЧЕТЫРЕ
Мотошины стоят заметно дороже автомобильных. Комплект из двух мотоциклетных шин равен по цене четырем автомобильным! В сегодняшних реалиях одна только задняя 16‑дюймовая покрышка на крупный мотоцикл потянет на 30 тысяч рублей. Причем, к примеру, на тяжелом туринге Honda GoldWing ее ресурс составляет всего 10–15 тысяч км.
Мотоциклисты давно нашли вариант сэкономить и ставят назад автомобильную шину 195/55 R16. Выходит дешевле в 2–4 раза, ресурс выше. Да еще и полезный для мотоцикла в дальнем путешествии не боящийся проколов Run-flat можно найти. Конечно, возникают нюансы по управляемости. На трайки и «колясычи», которые в поворотах не кренятся, поставить автомобильные покрышки – в порядке вещей.
Лайфхаки
Для пресловутой кросс-версии Весты заводом разрешены только 17‑дюймовые шины. Однако диаметр тормозов у нее такой же, как на обычном седане. Значит, встанут 15‑и 16‑дюймовые колеса.
У массовых моделей тормозные механизмы обычно единые для всех модификаций. Поэтому, купив машину в дорогой комплектации, вы можете поставить на нее колеса поменьше – из числа рекомендованных заводом. Так, Mazda 6 на родных 19‑дюймовых колесах выглядит круто, но на зиму вполне можно поставить 17‑дюймовые – такие шины намного дешевле. Конечно, нужно иметь для этого хотя бы комплект штампованных стальных колес, даже бэушных. С премиальными европейскими автомобилями такое может не пройти. Мощный двигатель или какой-нибудь спортпакет нередко подразумевают увеличение тормозов.
Выбрать другой диаметр – это хорошо, но придется купить вдобавок и комплект дисков. А это недешево. Экономнее поиграть размерностью шины в рамках одного посадочного диаметра. Тут возникает нюанс: другая ширина и высота колеса могут привести к тому, что при повороте оно станет задевать за подкрылки или за компоненты подвески. Лучше не проверять на личном опыте (дорого заплатите), а поискать заранее отзывы в интернете.
С большой долей вероятности шина 195‑й ширины безболезненно встанет вместо 185‑миллиметровой, а 205‑я – вместо 195‑й. Последнее, например, проверяли на редакционной Весте. Заодно слегка увеличите клиренс машины. При родном размере 205/60 R16 или 215/55 R16 ситуация обратная. Более популярная шина 205/55 R16, конечно, встанет – она компактнее. Но и дорожный просвет уменьшится, а он у машин с подобной размерностью обычно и так невелик.
Порой случаются курьезные ситуации. Знаю пример, когда владелец ошибся при заказе шин. Вместо легковой размерности 225/55 R17 на седан заказал кроссоверную 225/65 R17. И она встала без проблем, хотя «неправильная» шина на 45 мм выше. Непорядок с точки зрения официальных допусков, режет глаз, сильно врет спидометр – зато ход мягче и клиренс больше. Но, конечно, до такой степени экспериментировать не стоит.
***
Когда мы покупаем новый автомобиль, красота порою затмевает разум. Но вас может неприятно удивить, что комплект одних только шин большого диаметра да еще нестандартного размера потянет по нынешним ценам на 80–120 тысяч рублей и более. Подумайте над будущими расходами заранее, на этапе выбора машины.