Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Трофейные автомобили: как их «допиливали» в СССР

Силовые агрегаты от Победы, Волги и Москвичей относительно легко приживались в BMW и Опелях. Сложнее было с большими машинами.
Полная версия

Сколько трофейных немецких машин попало в СССР после Великой Отечественной войны и кто на них ездил, мы рассказали тут. Во второй части повествования речь пошла о том, где оказались самые шикарные и редкие автомобили. Но история этих раритетов куда причудливее, чем можно себе представить.

Разность технологий

После войны на массовые Опели, BMW, DKW и даже Мерседесы на улицах никто особо и внимания не обращал. К ним быстро привыкли. Хотя в их конструкциях тоже было немало удивительных для наших автолюбителей узлов и агрегатов. Скажем, те же системы централизованной смазки шасси, торсионные подвески на части BMW, независимые пружинные задние подвески Мерседесов, верхнеклапанные двигатели, коробки передач с синхронизаторами.

У некоторых BMW была необычная для нашей страны торсионная подвеска.
Конструкция передней подвески седана Opel Kapitan перекочевала на нашу Победу. Что облегчало и ремонт немецких автомобилей.

Совсем уж удивляли переднеприводные Audi, Adler и DKW. Последние имели еще и двухтактные дымящие двигатели и забавные торчащие из панели приборов рычаги коробки передач. 

Острословы расшифровывали ДКВ так: Дурак Кто Выдумал. Тем не менее, и эти машины в аккуратных руках жили десятилетиями.

Редчайший Adler Trumph Junior с кузовом фирмы Buhne. Таких сделали всего 22 штуки. Аккуратная пластиковая крыша вместо тента – творение московского владельца.
Adler Trumph Junior – экзотическая для нашей страны переднеприводная конструкция с мотором мощностью 32 л.с. и механическими тормозами.

Живучесть немецких машин объяснялась, конечно, не только их надежностью и тем, что владельцы-частники ездили тогда куда меньше, чем сейчас. Привыкшие запасать все, что можно, советские граждане заранее обзаводились запчастями, привезенными из Германии по случаю, а также снятыми с аварийных или совсем изношенных машин. Выручала и немецкая стандартизация: сальники, подшипники, некоторые иные детали подходили к моделям нескольких марок.

Ремонтировали то, что сейчас ремонтировать и в голову бы не пришло. Артур Лештин вспоминал, как с трудом, но восстановил-таки сломанную полуось компрессорного Mercedes-Benz 500K. Альтернатива – изготовить новую. И умельцы, при наличии станков, это делали!

Приваренный к BMW 326 багажник и фонари от 21‑й Волги – довольно типичный «тюнинг» довоенных немецких автомобилей в СССР.

Но постепенно многие машины обрастали, конечно, отечественными подвесками, двигателями и коробками передач. Электрику переводили с 6 на 12 вольт. Освежали, как и чем могли, салоны, внедряя туда современные сиденья и приборы. Силовые агрегаты от Победы, Волги и Москвичей относительно легко приживались в BMW и Опелях. Сложнее было с большими машинами. Но Лештин рассказывал про редкий Horch 780 c «шестеркой» от ГАЗ‑51. Модернизировали даже переднеприводные машины. Знаменитый Adler Trumph Junior, снимавшийся в «Кавказской пленнице», был к моменту съемок лишен переднего привода в пользу заднего – у него стояли агрегаты Москвича.

Абсолютно живой в середине 1970‑х годов Mercedes-Benz 230 семейства W143. Такой автомобиль с 55‑сильным двигателем объемом 2,2 л вся страна знала по сериалу про Штирлица.

Столь желанные ныне кабриолеты тогда особо не ценили и иногда оснащали самодельными крышами – более долговечными и пригодными к нашему климату. А иные владельцы даже приваривали к старым кузовам багажники. Дизайн получался тот еще! Можно обзывать все это «колхозом», но ведь это была семейная машина на все случаи жизни.

Opel 2 l с 6‑цилиндровым двигателем мощностью 36 л.с. в прекрасном, оригинальном состоянии – Латвия, 1975 г.

Круг людей, относящихся к довоенным машинам более бережливо, всё-таки постепенно рос. Некоторые не просто ремонтировали древности, хоть как-то поддерживая их на ходу, но и занялись реставрацией. Вслед за первым в стране рижским Клубом антикварных автомобилей подобные стали появляться и в иных городах. Тем не менее истинной цены даже дорогих и редких автомобилей большинство тогда не представляло. Многие охотно продавали их за цену новых Москвича или Жигулей, а то и меняли на импортную радиоаппаратуру.

Mercedes-Benz 200 первой половины 1930‑х, сохранивший до начала ХХI века родную независимую подвеску на поперечной рессоре.

Но уже в 1960‑х к советским раритетам интерес стали проявлять иностранцы. В 1967 году Лештин продал свой редчайший родстер Mercedes-Benz 540K шведскому журналисту Альфу Юхансону, который спокойно выехал на нем на родину. 

Один из тридцати родстеров Horch 930, построенных ателье Erdmann & Rossi, из Калинина (ныне Тверь), переехал в Москву к Артуру Лештину, а затем в Ригу и потом в Германию. Снимался в картинах «Безымянная звезда» и «Долгая дорога в дюнах».
Родстер Mercedes-Benz 540K Артура Лештина, уехавший в 1967 году в Швецию.

Кабриолет DKW F8 с двухтактным двигателем.

Позднее по Союзу в поисках раритетов путешествовал широко известный в узких кругах любителей ретро, отчасти и легендарный Пол (он же Пауль) Карасик – выходец из Западной Украины, наживший в США капитал, как говорили, на похоронном бизнесе.

Особенно много машин увезли в перестроечные времена. Но кое-что, как ни странно, осталось. Хотя именно массовые модели, которые особо не берегли, увидеть теперь сложнее, чем роскошные Хорьхи и Мерседесы, которых в последние десятилетия немало привезли из Западной Европы.

***

Однако жалко не только практически исчезнувшие автомобили, чудом сохранившиеся в оригинальном состоянии или отреставрированные еще советскими умельцами. Отчасти жалко даже и некоторые переделанные экземпляры. Пусть это и «колхозинг», но ведь одновременно и артефакты эпохи, памятники изобретательности, смекалке и трудолюбию ее современников.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
21.06.2022
Поделиться: