Автопрому велено перестроиться: будет много дешевых машин?
Наши ноу-хау
Основные задачи по автопрому обозначил президент страны. И они вполне очевидны. Обеспечить работу автомобильных заводов и сохранить коллективы квалифицированных специалистов. Обеспечить производства необходимыми компонентами. При этом «инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау должны быть, конечно же, российскими».
Правильные задачи? Безусловно. Вопрос лишь в том, как их выполнять.
Например, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в течение 2023–2024 годов АВТОВАЗ должен выйти на объем выпуска 800 тысяч автомобилей в год. Силами двух заводов – в Ижевске, где выпускают Весту, и в Тольятти, где делают все остальные модели.
800 000
Может ли теоретически АВТОВАЗ выпускать по 800 тысяч машин? Теоретически – да. Потому что в лучшие свои годы – на излете СССР – он выпускал, вместе с машинокомплектами для сборки, до миллиона автомобилей в год. Но то был СССР, с закрытыми границами, с населением почти 300 миллионов человек и тотальным дефицитом всего, когда денег у населения было больше, чем хороших товаров, на которые хотелось бы эти деньги потратить.
А теперь? В прошлом году АВТОВАЗ выпустил 350 тысяч автомобилей. Готовы ли мы купить 800 тысяч? По нынешним ценам, которые ныне беснуются на рынке?
И какие это будут автомобили? Пока есть только упрощенная Гранта. В июле должна пойти по конвейеру трехдверная Нива, затем пятидверная Нива Travel – тоже упрощенные. Но Весту перезапустят только через полгода – и она тоже будет упрощенной.
Когда я спросил об этом президента АВТОВАЗа Максима Соколова, он вполне справедливо заметил, что столь радикальное увеличение объемов производства невозможно рассматривать в отрыве от общей стратегии развития российского автопрома, о которой говорил президент. Тоже верно. Как верно и то, что стратегии не разрабатываются за два месяца. Но время нынче такое, что если президент поручил, значит через два месяца стратегия будет – в этом я практически уверен.
Без импорта?
А вот какой будет эта стратегия… Какие преференции будут предусмотрены для наших заводов… Ведь по сути речь идет не просто о поддержке отрасли, а о выводе ее из состояния комы. И тут все средства хороши – от безобидных и современных мер вроде субсидий заводам и льготного кредитования покупателей до мер совсем не популярных.
Например, сколько уже идут разговоры о выходе из ВТО. Пока статус-кво сохраняется, но если мы из ВТО все-таки выйдем, то на следующий день таможенные пошлины на автомобили вновь будут задраны до прежних 25%, а то и 30%. Это значит, что ни один более-менее доступный автомобиль по импорту к нам уже не попадет – потому что цены улетят в космос. И если зарубежные производители не возобновят выпуск автомобилей на своих российских заводах, то мы быстро получим резко поляризованный рынок: сверхдорогие машины для сверхбогатых, которых не останавливает и 30‑процентная пошлина при покупке нового импортного Мерседеса, и сверхдешевые автомобили для всех остальных. Но сверхдешевые не для нашего кошелька, а сверхдешевые относительно тех сверхдорогих машин для сильных мира сего.
Любите праворукие бэушки? Если будет принято решение поднять пошлины, то про бэушки тоже не забудут, даже не сомневайтесь. Влупят пошлины по полной. А можно и вовсе прикрыть их импорт – надо же кому-то сбывать в несметных количествах отечественные автомобили, и упрощенные, и улучшенные.
Реальная помощь
Надеюсь, что до столь радикальных мер всё же не дойдет. Иначе автопром будет не развиваться, а стагнировать, как это уже было в прежние годы. А вот программы льготного автокредитования, лизинга и субсидий нам действительно помогут.
В ближайшее время на эти цели планируют отпустить 21 млрд рублей. Из них 3,3 – на газомоторную технику. А 2,6 миллиарда – на скидки по электрическому транспорту, которого у нас пока что нет – во всяком случае, легкового, российского производства.
А как только прорисуются контуры стратегии развития автопрома, я непременно об этом расскажу. Надеюсь, что в ней найдется место разным производителям и разным автомобилям. И разным покупателям – в том числе, с не самыми тугими кошельками.
Фото: Елена Афонина/ТАСС