Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Наша «эмка»: а Форд тут при чем?

ГАЗ-М1 1936 года стал первым в стране серийным автомобилем с закрытым цельнометаллическим кузовом.
Полная версия
ГАЗ-М1 имел совершенно новый по сравнению с ГАЗ-А четырехдверный закрытый цельнометаллический кузов. Впервые в СССР.
Дизайн «эмки» – за исключением некоторых деталей – в целом, повторяет четырехдверный Ford 1934 года. Только фирма Ford, помимо четырехдверной версии, делала множество иных – с закрытыми и открытыми кузовами.
Конструктивно кузов ГАЗ- М1 практически в точности повторял фордовский. Цельнометаллическая конструкция была по тем временам очень прогрессивной. Многие европейские заводы еще строили кузова на деревянных каркасах. У «эмки», как и у Форда, в крыше была дерматиновая вставка, поскольку с изготовлением столь больших стальных панелей в те годы были сложности даже у американцев.
В 1932 году компания Ford начала производство новой модели V8-40 с восьмицилиндровым двигателем. Первоначально автомобиль был сильно унифицирован с четырехцилиндровым Фордом В, который сменил на конвейере Ford A (в СССР его выпускали как ГАЗ-А). Но в 1934 году восьмицилиндровый Ford модернизировали. Колесная база стала 2845 мм – в точности как у ГАЗ-М1. Рама с Х‑образным усилителем принципиально была такой же, как у «эмки». Но в точности горьковчане американскую раму все-таки не копировали.
ГАЗ-М1 имел по сравнению с ГАЗ-А новое шасси. В базе автомобиль вырос на 215 мм – до 2845 мм, ширина колеи вместо 1400 мм спереди и 1420 мм сзади, как у ГАЗ-А, увеличилась до 1455/1440 мм. Рама тоже была совершенно другая – с мощным Х‑образным усилителем.
Двигатель ГАЗ-М1 рабочим объемом 3,3 л (98,4×108 мм) в основе был такой же, как на ГАЗ-А. Но степень сжатия увеличили с 4,2 до 4,6, изменили карбюратор, применили автомат опережения зажигания. В результате мощность возросла с 40 до 50 л.с. при 2800 об/мин.
С 1932 года на Fоrd 40 ставили мотор V8 объемом 3,6 л (77,5×95 мм). Моторные пути ГАЗа и Форда окончательно разошлись. Американцы продолжали совершенствовать «восьмерку» и создавать ее новые версии. А для СССР мотор V8 – сложный в производстве и неэкономичный – в качестве массового явно не подходил.
ГАЗ-М1 получил полностью новые подвески – зависимые, на продольных рессорах. Предшественник ГАЗ-А в наследство от американцев получил поперечные рессоры.
Компания Ford продолжала использовать подвески на поперечных рессорах вплоть до середины 1940‑х годов. Так что схема, примененная на «эмке», к фордовской отношения не имеет.
Трехступенчатая коробка передач на ГАЗ- М1 (2,82/1,604/1,0) – модернизированная, от ГАЗ-А (3,12/1,87/1,0), с шестернями постоянного зацепления и иными изменениями.
Тормозная система ГАЗ-М1 принципиально осталась прежней. Как и у ГАЗ-А, тормоза имели простой механический привод. Гидравлические требовали более сложного производства и квалифицированного обслуживания. Даже на восьмицилиндровые Форды до 1939 года тоже ставили механические тормоза.
Панель приборов ГАЗ-М1 выглядела по тем временам не только современной, но и элегантной.
Общая стилистика панели «эмки» повторяла фордовскую, модели 1934 года. Но приборы на советской машине иные, без американских овальных элементов.
 
  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, рассказано здесь.
  • «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
12.07.2022
Поделиться: