Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Военные внедорожники СССР и США: что общего и в чем разница

Полноприводный американский Dodge WC-51 в СССР поставляли по ленд-лизу. Армейскому ГАЗ‑62 так и не удалось стать серийным.
Полная версия
ГАЗ‑62 должен был занять в модельном ряду место между легковым внедорожником ГАЗ‑69 и грузовиком ГАЗ‑63, созданным на базе ГАЗ‑51. Автомобиль грузоподъемностью 1000 кг, длиной 5000 мм и с колесной базой 2850 мм сделали по заказу военных, которым очень нравился американский армейский Dodge WC51 времен войны.
Полноприводный Dodge, который в СССР поставляли по ленд-лизу, был короче ГАЗ‑62 (длина – 4235 мм, база 2490 мм) и грузоподъемностью лишь 750 кг, за что и получил в армии прозвище «Додж три четверти» (в смысле, три четверти тонны). Концептуально советская и американская машины, действительно, были близки.
ГАЗ‑62 1952 года оснастили стандартным двигателем ГАЗ‑51. Рядный нижнеклапанный мотор объемом 3,5 л (81×110 мм) развивал 70 л.с. при 2800 об/мин. Он представлял собой переделанный под метрические размеры американский мотор Dodge D5 конца 1930‑х годов.
На Dodge серии WC стоял родственный мотору D5, но уже более современный и мощный шестицилиндровый двигатель. При рабочем объеме 3,8 л (82,5×147.5 мм) он развивал 92 л.с. при 3200 об/мин.
На ГАЗ‑62 1952 года стояла стандартная коробка передач ГАЗ‑51 без синхронизаторов (6,40/3,09/1,69/1,00). Для позднего ГАЗ‑62, а заодно и заднеприводного полуторатонного ГАЗ‑56 разработали новую коробку передач с синхронизаторами на третьей и четвертой скоростях (6,18/4,38/2,05/1,00). Затем передаточный ряд изменили – 6,48/3,09/1,69/1,00.
На Додже стояла коробка передач без синхронизаторов. Передаточные числа, как у ГАЗ‑51 (6,40/3,09/1,69/1,00) и, соответственно, как у ГАЗ-ММ и Ford AA. Но конструктивно коробка Доджа – другая.
На бескапотный ГАЗ‑62 поставили новый двигатель. В основе его был всё тот же шестицилиндровый блок цилиндров (82×110 мм, 3,5 л). Но мотор был верхнеклапанный и с форкамерно-факельным зажиганием. Он развивал 80 л.с. при 3000 об/мин. Мотор недолго выпускали малыми сериями, но вскоре признали ненадежным, бесперспективным и сняли с производства.
Раздаточная коробка ГАЗ‑62 – оригинальная, но по компоновке повторяющая ГАЗ‑63. Понижающая передача – 1,703. У американского Dodge WC совершенно иная раздаточная коробка без понижающей передачи.
В 1953 году, изготовив пять прототипов ГАЗ‑62, машину решили переделать. Появился вариант с бескапотной кабиной, который получился короче прежнего: длина – 4870 мм, база – 2700 мм.
Рама Dodge WC51 была совсем иной, менее мощной, чем у ГАЗ‑62. Грузоподъемность советского грузовика – больше. Кроме того, проектировали ГАЗ‑62, как и все отечественные, особенно армейские грузовики, с запасом.
Первый горьковский грузовик с оригинальной бескапотной кабиной – ГАЗ‑62 второй послевоенной опытной серии. Поскольку армейскую машину создавали и для транспортировки самолетом, кабину сделали максимально низкой – с брезентовой крышей.
Бескапотных грузовиков этого класса в мире в те годы было не очень много. Некий аналог ГАЗ‑62 – американский FWD (Four Wheel Drive) модели SU времен войны. Таких машин в 1943–1945 годах в Союз поставили мизерное количество, и у нас они были мало известны.
  • Родословная ГАЗ‑51 — тут, а история знаменитого «Доджа три четверти» — в этой публикации.
  • Откуда ведет свою биографию ЗИЛ-130? Все подробности об его американских родственниках здесь.
  • «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
19.08.2022
Поделиться: