Испытали 13 шаровых опор - половина провалилась!
Шар – простое, а потому красивое геометрическое тело. Но совершенство мысленного образа зачастую искажается в «земном» воплощении – например, в негодной или изношенной шаровой опоре. Если она начнет капризничать, то про нормальную езду придется забыть.
Для экспертизы мы приобрели детали 13 производителей, которые подходят для множества моделей Hyundai/Kia, включая популярные Kia Rio и Solaris. Та же опора идет и на большое количество седанов, хэтчбеков и даже минивэнов Mitsubishi, а также на пару моделей Volvo. Стоимость приобретенных образцов, представленных в нашей фотогалерее, – от 650 до 1300 рублей. Разброс цен – двойной.
Не самый известный итальянский производитель запчастей выстрелил в десятку. Требования стандарта соблюдены с запасом, 50-градусный мороз оказался нипочем, коррозионная стойкость нормальная, а твердость поверхностного слоя – одна из самых высоких в нашей выборке. Да и цена не запредельная. Рекомендуем в первую очередь.
Белорусская опора показала средние результаты в силовых упражнениях, а также нормальную коррозионную стойкость и приемлемую поверхностную твердость. А вот в морозильнике как-то не задалось: пыльник треснул при – 40 ˚С. Соответственно, можем рекомендовать только ограниченное применение в теплых регионах.
Почти все испытания опора прошла лихо, но на последнем температурном рубеже все-таки не выдержала: пыльник рассыпался на кусочки. Конечно, «полтинник» на градуснике – это редкость, но можем рекомендовать только ограниченное применение в регионах с умеренным климатом.
Дорогая опора показала довольно скромный запас при испытаниях на вырыв – это самый слабый результат в выборке. Выдержала все испытания, кроме проверки морозостойкости при – 50 ˚С. Можем порекомендовать только ограниченное применение при отсутствии альтернативы.
Из достоинств – самая высокая твердость поверхностного слоя. А главный недостаток – очень низкая коррозионная стойкость: сплошная ржавчина на пальце и корпусе. Кроме того, боится мороза: пыльник в морозильнике быстро треснул. Не рекомендуем.
При замерах усилия вырыва срезало резьбу гайки. Твердость очень низкая, морозостойкость тоже. Не рекомендуем.
Опора, приобретенная как оригинальная, спокойно выдержала почти все испытания, но неожиданно оказалась в компании неженок с очень низкой коррозионной стойкостью. Ржавчина на пальце и на корпусе – это как понимать? Не ездить в дождь? Рекомендуем ограниченное применение при отсутствии альтернативы.
Лучшая коррозионная стойкость в нашем тесте. А единственный прокол – в морозильнике на последнем рубеже: пыльник рассыпался в прах. Да и цена одна из самых высоких. Рекомендуем ограниченное применение вдали от сибирских морозов.
Еще один выстрел в «десятку» – замечаний нет. Правда, цена – самая высокая в выборке. Рекомендуем.
Боится ржавчины, поверхность практически незакаленная, а пыльник – не морозостойкий. Не рекомендуем.
Шар практически не закален, а пыльник боится мороза. Не рекомендуем.
При замерах усилия вырыва срезало резьбу гайки. Коррозионная стойкость – никакая. Твердость также никакая. Мороза боится. Не рекомендуем.
Почти отличник: единственная осечка – на морозе в 50 ˚С. Рекомендуем ограниченное применение там, где зимой не так холодно.
На современных автомобилях с подвеской MacPherson шаровые опоры нагружены, в основном, тормозными и тяговыми силами, а также боковыми усилиями на поворотах. Вырыв пальца из корпуса, в отличие от Жигулей, происходит редко. Но именно усилия вырыва и выдавливания, оговариваемые действующими стандартами, позволяют косвенно оценить стойкость шаровых опор и при боковых нагрузках.
Эти испытания мы провели на разрывной машине Р‑20 с помощью специальной оснастки. Кроме того, мы измерили твердость шаровых поверхностей по методу Роквелла на твердомере ТР‑5006‑М.
По традиции отправили пыльники опор в морозильную камеру с цифровым управлением Tefcold SE30-45‑P, оценив их устойчивость сначала к температуре минус 40 ˚С, а затем и к минус 50 ˚С. Как обычно, оценили коррозионную стойкость изделий.
Какие параметры шаровых опор считать нормальными? Точка отсчета – ГОСТ Р 52433-2005, в котором приведены минимально допустимые значения силы вырыва и силы выдавливания шарового пальца из корпуса шарнира. При диаметре шара 21–25 мм указанные силы должны соответствовать 1500 и 2100 кгс соответственно, а в диапазоне от 25 до 29 мм – 2100 кгс и 3000 кгс. Конкретные значения твердости стандарт не оговаривает: она «должна соответствовать конструкторской документации».