У Жигулей ВАЗ-2103 было сразу два зарубежных аналога: один – покруче, а второй – попроще «трешки».
Третья модель Жигулей – ВАЗ‑2103 – стала в 1972 году событием. Автомобиль приятно удивил неизбалованных советских покупателей богатством отделки, мощностью и динамикой.
«Трешка» – последние Жигули, согласованные с концерном FIAT.
Аналогом советской машины был Fiat 125 – люксовая версия модели 124, ставшей основной для ВАЗ‑2101. Но Fiat 125 дебютировал еще в 1967 году, а в 1969‑м по лицензии эту модель делали в Польше.
Так что у ВАЗ‑2103 сразу два зарубежных аналога. Интересно сравнить их с «трешкой».
ВАЗ‑2103 максимально унифицировали с предыдущими моделями, сохранив колесную базу 2424 мм, компоновку, основные узлы и агрегаты. Одно из главных отличий от ВАЗ‑2101 и ВАЗ‑2102 – гидровакуумный усилитель тормозов, ведь динамика «трешки», по сравнению с «единичкой» заметно улучшилась. Но сами тормоза остались прежними: спереди – дисковые, сзади – барабанные. Fiat 125 во многом отличался от «трешки». В частности, у машины длиннее база (2505 мм), а задние тормоза, как и передние, – дисковые. Двигатель ВАЗ‑2103 унифицирован с мотором ВАЗ‑2101. Рабочий объем нарастили до 1,45 л (76×80 мм) за счет увеличения хода поршня. Двигатель при степени сжатия 8,8 развивал 77 л. с. при 5600 об/мин и на тот момент был самым мощным из вазовских. На польский Fiat 125P ставили два нижневальных двигателя, которые в Италии применяли еще на семействе Fiat 1300/1500 (1961–1967 г.). Базовый мотор рабочим объемом 1,3 л (72×79,5 мм) развивал 60 л. с., мощность версии объемом 1,5 л (77×79,5 мм) – 70 л. с. С двигателем ВАЗ‑2103 у этого агрегата общего немного. У Фиата 125 совсем другой мотор, перекочевавший на седан со спортивной версии Fiat 124 Spider и Coupe. Двухвальный двигатель рабочим объемом 1,6 л (80×80 мм) и c такой же, как у Жигулей, степенью сжатия 8,8 выдавал 90 л. с. при 5600 об/мин. Подвески ВАЗ‑2103 абсолютно такие же, как у первых Жигулей: спереди независимая пружинная, сзади – зависимая, но тоже на пружинах и продольных рычагах. Эта конструкция была неизменной на всех Жигулях до самого конца их производства. Задняя подвеска седана Fiat 125 – на продольных рессорах. В отличие от подвески Фиата‑124, у которого сзади были пружины. У польского Фиата 125P сзади тоже рессоры. На ВАЗ‑2103 стояла унифицированная жигулевская четырехступенчатая коробка передач (3,75/2,30/1,49/1,0), конструктивно аналогичная фиатовской коробке. Точно такая же коробка стояла и на польском Фиате. А на более мощной итальянской машине передаточные числа изменили – 3,42/2,1/1,36/1,00. Салон «трешки» производил впечатление богатством отделки с пленкой под дерево и большим набором приборов с модными круглыми циферблатами, включая даже часы и первый в СССР тахометр. В польском Fiat 125P стояла совсем иная, менее модная панель от машин семейства Fiat 1300/1500 выпуска до 1967 года. По стилистике она напоминала ту, что ставили на ВАЗ‑2101. Жигулевская панель по стилистике напоминает итальянскую (на фото), но вовсе не копирует ее. Кстати, в 125‑м Фиате не было тахометра. Вместо него – единый циферблат, объединяющий несколько приборов. ВАЗ‑2103 (слева) получил оригинальные большие горизонтальные задние фонари и фонарь заднего хода под бампером. Аналогичные, но всё же иные по форме фонари на Fiat 125 (справа) поставили в 1971 году после рестайлинга. На ранних машинах были более узкие вертикальные фонари. Fiat 125 и ВАЗ‑2103 сделаны в одной стилистике, ведь и основы конструкции кузова едины. Но машины заметно отличаются формой крыльев, светотехникой и декором. Польский Fiat 125P, по сути – упрощенный с более скромным декором вариант итальянского автомобиля. Дизайн «трешки» стал для СССР новым словом. Машина с четырьмя фарами, богато декорированная хромом, выглядела очень нарядно и при сохранении конструкции кузова ВАЗ‑2101 отличалась от него очень сильно.
Еще на шаг
ВАЗ‑2103 сохранил общую конструкцию предыдущих Жигулей и был максимально с ними унифицирован. Но по дизайну «тройка» стала шагом (пусть и не очень большим) на пути от копирования итальянской стилистики к своей индивидуальности.
До появления «шестерки» эта машина была самой престижной в гамме ВАЗ, да и потом пользовалась уважением.
ВАЗ‑2103, в том числе с моторами меньшей мощности (объемом 1,2 л и 1,3 л), выпускали до 1984 года. За все годы сделали более 1,3 миллиона автомобилей.
Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.
Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.
Желаем всем удачи!
Фото: из архива «За рулем»
Подпишитесь на «За рулем» в