Самая желанная Волга: 7 мест и телевизор внутри
В самом конце 1950-х в Горьком построили три опытных образца на базе ГАЗ-М21 – универсал, санитарный автомобиль и фургон.
На конвейер в 1962-м встали автомобили уже второй серии: с иной решеткой радиатора, бамперами, светотехникой.
Серийный фургон так и не появился. А универсал и санитарный автомобиль начали производить.
Два куба и полтонны внутри
Задняя дверь у ГАЗ-22 – двухстворчатая. Нижняя часть (борт) открывается почти до бампера. Стекло поднимали, если нужно было перевезти что-то объемное – например, телевизор или холодильник, которыми в СССР традиционно измеряли вместимость автомобили. Удобно и просто.
Все продумано, даже по современным параметрам. Запаска убрана в пол. Правда, чтобы ее достать, нужно разгрузить багажник. В ГАЗ-24-02 – универсале следующего поколения – под полом была ниша, открывающаяся снаружи. Зато, доставая запаску из ГАЗ-22, меньше измажешься.
Задний диван складывается как и в современных автомобилях. По паспорту в этой Волге аж два кубометра объема. Думаю, правда, если грузить до потолка. Грузоподъемность — 400 кг.
В отличие от ГАЗ-24-02, здесь не убогое жесткое заднее сиденье, а полноценный комфортный (как и в обычной Волге ГАЗ-21) диван.
В Волге ГАЗ-24-02 было семь мест. Столько же было и в ГАЗ-22. Только не у нас!
Восемь мест на экспорт
Изобретательные и практичные европейцы и в эту Волгу ставили третий ряд сидений. Указывали, что в машине даже не семь, а восемь мест! Подразумевая, что спереди могут сесть трое.
На стандартной ГАЗ-22 четырехцилиндровый мотор объемом 2,45 л развивал 75 л.с. Часть экспортных машин комплектовали двигателем мощностью 80 и даже 85 л.с. В модернизированном виде эти моторы дожили до начала ХХI века.
Медленно, но прочно
Конечно, 75 сил на полторы тонны снаряженной массы — совсем немного. Но от Волги никто не ждал норова спортивного автомобиля. Паспортная максималка ГАЗ-22 — 120 км/ч. Получается, на 10 км меньше, чем у седана ГАЗ-21.
Крейсерская шоссейная скорость Волги – 80 км/ч, от силы 90 км/ч. Но если подвеска исправна, ехать на такой скорости вполне комфортно.
Недостаток мощности отчасти компенсирует тяговитость мотора.
Но главная добродетель такой Волги – комфортное шасси. И одновременно — прочность и приспособленность к плохим дорогам.
Сарай для избранных
ГАЗ-22 был мечтой многих советских граждан. Увы, практически недостижимой.
Львиная доля универсалов шла в государственные структуры. В том числе в милицию и спецслужбы.
В частные руки попадали только машины, купленные по специальным разрешениям, которые выдавали известным людям.
На ГАЗ-22 долго ездил великий актер Юрий Никулин (он очень любил и другие Волги), а потом и его партнер по цирку Михаил Шульгин. Такой же Волгой некоторое время пользовался поэт, драматург и автор гимнов Сергей Михалков.
Редким счастливчикам позднее доставались лишь сильно поезженные, списанные из госучреждений экземпляры.
Каким был, таким остался
И в начале 1980-х Волга ГАЗ-22 оставалась символом прочности, надежности, неубиваемости. Не говоря уже о вместительности.
Постепенно ГАЗ-22 стал редкостью. Да и сделали таких машин немного — около 25 тысяч вместе с «санитарками».
Теперь Волга-универсал, выражаясь музейным языком, — особо ценный экспонат. Был редкостью — редкостью и остался.