Какое масло способно угробить мотор? Как бороться с масложором?..
1. Почему современные моторы расходуют больше масла?
Повышенному расходу масла способствуют увеличившаяся степень сжатия и рост эффективного давления в цилиндрах. Это упрощает прорыв газов через поршневые кольца в картер, а оттуда через вентиляцию – в камеру сгорания.
Сказывается и наличие турбонаддува: даже у нового турбокомпрессора некоторое количество масла попадает в компрессорную часть и соответственно в цилиндры.
Еще одна, чисто современная, причина масложора – длительная езда на высокой скорости.
2. Не опасно ли для мотора масло 0W‑20?
Большинство современных моторов имеет компактную конструкцию с узкими масляными каналами, рассчитанными именно на маловязкие масла типа 0W‑20. На них несколько снижается расход горючего. Но для двигателей с относительно большими зазорами – от конструктивно старых до сильно изношенных – такие масла вредны.
Масляные насосы не создадут нужного давления, требуемый масляный клин между трущимися деталями не возникнет, а масляное голодание быстро прикончит мотор.
ДВИГАТЕЛИ БЕЗ МАСЛА
Существуют целый класс двигателей, не имеющих отдельной системы смазки.
Это двухтактные двигатели, работающие на смеси бензина с маслом. По мере совершенствования конструкции моторов и масел пропорции изменились с 1:20 до 1:50 и более.
Конечно, у таких моторов практически все подшипники скольжения заменены на подшипники качения, а смазка поршневой группы смесью считается достаточной с учетом не очень высокого потребного моторесурса.
3. Надо ли менять масло при его большом расходе?
В заводских инструкциях производители, чтобы снять с себя претензии, называют допустимыми довольно большие расходы масла. Нормальным считается 1 л на 1500 км и даже литр на тысячу в тяжелых условиях. Это очень большие цифры. Всё же исправный двигатель, который не используют в гоночных режимах, должен расходовать масло так, чтобы обойтись без долива от замены до замены. То есть примерно литр на 10–15 тысяч километров.
Во‑первых, при замене масла мы меняем и масляный фильтр. Кроме того, двигателю хотя бы часть времени удастся работать на чистом масле с хорошими моющими свойствами. Может быть, что и расход масла уменьшится.
Часто случается, что масло почти не угорает первое время после замены, а затем начинает интенсивно расходоваться. Это говорит о том, что оно потеряло свои свойства и нуждается в замене. Угар – следствие того, что условия эксплуатации перестают соответствовать качеству масла. Дело может быть как в жестком режиме езды, так и в низком качестве или неправильном подборе масла.
4. Имеет ли смысл использовать магниты для очистки моторного масла?
Очистка масла от частиц железосодержащих сплавов используется в каждом автомобиле – магниты ставят в коробки передач всех типов, включая вариаторы. Но в двигателях такой способ используется редко, потому что масло меняется гораздо чаще, чем в коробке, а на пути грязи стоит полнопоточный фильтр.
Подходящее место, где стоит отлавливать продукты износа чугуна и стали, – это поддон двигателя. Масло оттуда поступает в насос, а уже затем в фильтр. Если для уменьшения износа насоса вы установите магнитную пробку в отверстие для слива масла, при замене обнаружите, что на магните образовался ежик из железосодержащих частиц. То есть способ-то работает! При снятии поддона во время ремонта есть смысл установить изнутри мощный неодимовый магнит, надежно закрепив его.
Еще можно лепить магниты к стальному корпусу фильтра. Способ позволяет предотвратить попадание частиц в масляную магистраль в момент открытия перепускного клапана, что происходит в первый момент после пуска двигателя с холодным, загустевшим маслом. Метод не лишен смысла – рекомендуем его особо заботливым автолюбителям.
Не забудьте подписаться
Интересные факты, новости автомобильного мира, мнения экспертов и наши экспертизы — все это есть в каждом выпуске журнала «За рулем». Самый верный способ ничего не пропустить — подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.
Оформить подписку на журнал можно по этой ссылке всего за несколько минут.
Фото: depositphotos.com, «За рулем»