Машины в России подешевеют (скоро): президент назначил срок
После памятного совещания Владимира Путина с правительством 16 ноября, когда президент сказал, что необходимо внимательно следить за ценами на автомобили, появился вполне серьезный документ – Поручение Президента, опубликованное на сайте Кремля.
Вот выдержка из него:
Правительству Российской Федерации:
а) принять меры по повышению доступности для граждан Российской Федерации легковых автомобилей, определив целевой показатель, характеризующий увеличение такой доступности в 2023 году по сравнению с 2022 годом и рассчитываемый ежеквартально;
б) обеспечить постоянный контроль за формированием цен на автотранспортные средства в целях недопущения их необоснованного повышения. Доклад – до 15 апреля 2023 г., далее – ежеквартально.
Как это будет?
В правительстве должны разработать некий механизм регулирования или, по крайней мере, ежеквартального отслеживания цен. Понятно, что Росстат и без того отслеживает индексы потребительских цен – есть целая методология. Например, отдельно отслеживаются новые отечественные автомобили, новые иномарки – импортные и собранные в России, подержанные иномарки…
Но отслеживание – это лишь констатация факта.
Допустим, правительство скажет: в 2023 году машины должны подорожать не больше чем на размер инфляции относительно цен 2022 года. Или, допустим, в 2023 году машины вообще не должны дорожать. Или, что еще лучше, новые автомобили должны подешеветь на 10%.
Вывести среднюю цену на все автомобили невозможно. Значит, будут отслеживать цены по конкретным маркам и моделям? А если выйдет совершенно новая модель – с чем ее сравнивать? А если курс рубля скакнет?
Какие цены будут учитывать?
В расчет можно брать:
При любом подходе возможны варианты. Запретить производителям поднимать отпускные цены? Но тогда они не смогут увеличивать зарплаты и закупать сырье, которое постоянно дорожает. Запретить дилерам продавать машины дороже прайс-листов? Тогда машины будут в дефиците и станут уходить из-под полы. Ограничить маржу дилеров? Да, отчасти это работало, когда действовала максимальная цена перепродажи.
Больше автомобилей!
В общем, некоторые рычаги есть, но главный рычаг – это насыщенность рынка. Будет много машин – станут божескими цены. Сохранится дефицит – мы вспомним советское торговое прошлое, когда бэушная машина на рынке была вдвое дороже новой, цену на которую устанавливало государство.
Прогноз на 2023 год
Итого на круг имеем около 750 тысяч новых машин. Это максимум. А в 2021 году мы купили 1 млн 680 тысяч машин.
Что еще?
Конечно, есть надежда на завод Ниссана в Петербурге, который отдали под управление АВТОВАЗа. Вице-премьер Денис Мантуров заявил, что предприятие заработает уже в 2023 году.
Вижу два варианта работы.
Первый: компания из дружественной страны выпускает на этом заводе свои автомобили – фактически, лишь арендуя сборочную площадку. АВТОВАЗ играет роль управляющего.
Второй: мы договариваемся о выпуске чужого автомобиля под своим брендом. Сначала крупноузловым способом (как Москвич), а затем постепенно локализуем производство. Это могут быть седаны классов С и D, а также кроссоверы размером с Qashqai и X‑Trail. Наша сборка, наша марка, наша эмблема, но по сути – чужая машина.
Правда, современный кроссовер из китайских комплектующих, собранный на нашем заводе, не будут продавать по бросовой цене – если мы ведем речь о современном автомобиле с достаточным набором систем активной и пассивной безопасности. Два миллиона вынь да положь. Даже с учетом субсидий на льготное кредитование – никак не дешевле 1,6 миллиона рублей.
Хотя хочется, конечно, подешевле.
Дом или коттедж под ключ... Легко!
Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.
Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.