Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Как водители губят дизельный двигатель зимой

Каждая зимняя заправка для дизельного автомобиля — русская рулетка.
Полная версия

Рейды по АЗС эксперты «За рулем» проводят не первый год и уже убедились, что после выдержки в морозильнике часть взятых образцов зимнего по чеку дизельного топлива (ДТ) превращается в подобие густой сметаны, а то и вовсе теряет текучесть. Случись такое с реальным автомобилем после первой же ночевки на морозе… В общем, сами понимаете.

На этот раз мы решили проверить, чем торгуют зимой в популярных туристических местах Тверской области – пробы собирали на маршруте из Москвы через Торжок, Осташков, Пено, Андреаполь, Нелидово, Ржев и Волоколамск. 

Нас интересовали в первую очередь малоизвестные бренды АЗС. Несколько солидных имен добавили как «свадебных генералов», с которыми обычно всё в порядке. 

Откуда зимой берется «не зимнее» ДТ?

Оказывается, оно имеет право на существование.

Дизелеводов «оберегают» сразу четыре нормативных документа: по ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают дизтоплива Евро, по ГОСТ Р 55475 – топлива для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 – остальные. Зимнее дизтопливо разбито на четыре класса (не путать с экологическим классом!) с предельными температурами фильтруемости от –20 ºC до –38 ºC.

На этой заправке нас честно предупредили, что продаваемое ДТ – межсезонное, с температурой фильтруемости –26 °С. Зимнее завезут завтра…

Требования к зимнему дизтопливу (классы 0, 1, 2, 3) и арктическому (класс 4)

Параметры и классы

0

1

2

3

4

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

–20

–26

–32

–38

–44

Температура помутнения, °С, не выше

–10

–16

–22

–28

–34

НАША СПРАВКА

Низкотемпературные свойства дизтоплива определяются тремя температурами – помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

На что ориентироваться?

В обозначении топлива никакие классы не упоминаются – вот примеры из разных стандартов:

А вот условное обозначение дизельного топлива марки З с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К5 согласно ГОСТ 305–2013: 

Будьте готовы к тому, что на кассовых чеках обозначения топлива будут совсем иными.

Согласно вывеске, это «Сургутнефтегаз». А вот по чеку – «Тверьнефтепродукт». Впрочем, одно из самых дорогих дизтоплив в нашей выборке (59,22 руб за литр) в морозильнике не замерзло, так что цепляться к названиям не будем.

Итоги рейда

Разброс цен составил от 48,00 до 59,22 руб – аж 23%! Прямой корреляции стоимости топлива с его морозостойкостью мы не обнаружили

Часть проб на морозе помутнела, однако сохранила текучесть. Поэтому в целом можно утверждать, что ситуация по сравнению с прошлыми годами улучшилась.

Но проблема замерзания ДТ не исчезла. Какое дизтопливо вам зальют и что при этом будет указано на кассовом чеке – лотерея: в этом мы убеждаемся много лет подряд.

Конечно, можно посмотреть паспорт качества, но это скорее средство самоуспокоения. Кто знает, в какой емкости топливо после экспертизы привезли на АЗС? А не протекает ли резервуар на самой заправке?

На одной из АЗС в Зубцовском районе нам предъявили паспорт качества с «Газпромнефти», согласно которому топливо является зимним, хотя кассовый чек при этом говорил о том, что топливо – летнее. Оно, как ни странно, не замерзло. Еще на двух АЗС паспортов вообще не оказалось.

Радует то, что нигде просьба показать паспорт (или подарить копию – многие запросто это делают!) не вызвала какого-то негатива. С приходом холодов подобная просьба стала нормой, а потому сотрудники АЗС к ней привыкли.

В ходе рейда пожилому редакционному Ларгусу пришлось намотать почти 900 км. Ничего – справился.

Советы экспертов «За рулем»

Отправляясь в дальний путь на дизельном автомобиле, обязательно продумайте вопрос с его заправками.

Наш рейд показал, что ситуация улучшается, однако мы по-прежнему советуем заправляться на хорошо известных АЗС, не рассчитывая на «авось». Еще и потому, что при большом «трафике» на заправке топливо в ее резервуарах обновляется чаще – меньше вероятность напороться на остатки летних сортов или откровенную воду.

Никакие размораживатели не смогут «растопить» застывшую топливную магистраль – такой дизель спасут только эвакуатор и теплое помещение. 

Помните о том, что топливо, залитое где-то в теплом регионе, может ночью окаменеть при поездке в северные края.

Настоятельно рекомендуем всем ­владельцам дизельных автомобилей заправляться только на брендовых АЗС.

Результаты испытаний дизельных топлив при температуре –30 °С

Не забудьте подписаться

Интересные факты, новости автомобильного мира, мнения экспертов и наши экспертизы — все это есть в каждом выпуске журнала «За рулем». Самый верный способ ничего не пропустить — подписаться на журнал, который вам каждый месяц будут доставлять на дом.


Оформить подписку на журнал можно по этой ссылке всего за несколько минут.

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
03.01.2023
Фото: «За рулем»
Поделиться: